Posted 16 февраля 2022, 15:39
Published 16 февраля 2022, 15:39
Modified 30 марта, 08:21
Updated 30 марта, 08:21
В музее «Невская застава» открылась первая после ремонта музея выставка «Осколки Стеклянного городка». Как передает корреспондент «Росбалта», она основана на материалах из коллекции петербургской градозащитницы и краеведа Ники Артемьевой и из фондов музея.
Ника Артемьева в 2019 году увлеклась мадларкингом — поиском осколков старых предметов на берегах рек. Этот вид поиска зародился в Лондоне, когда во время отлива бедняки бродили по обнажившемуся дну Темзы, выискивая — что бы можно было собрать и продать. Делали они это по утрам, поэтому их прозвали «mudlarks» — от слов «mud» — грязь и «lark» — жаворонок. Ныне мадларкинг — это известное хобби для любителей истории.
«Мы пошли с друзьями отдохнуть на берег Невы напротив моего дома — а это район «Стеклянного городка», и я стала собирать осколки — здесь берег не закован в гранит, многое вода вымывает, — рассказала Ника Артемьева. — Второй раз я собирала находки весной 2020 года — во время самоизоляции. Набрала много и поняла, что это настоящий пласт материальных свидетельств. Так появился мой проект «Стеклянный городок».
Осколки дореволюционной и раннесоветской посуды — фарфор, фаянс, стекло, где попадаются надписи с дореформенной орфографией — все это у Ники аккуратно разложено по полочкам дома. Также она ведет популярный блог в Instagram и мечтает о создании общедоступного музея.
В музее «Невская застава» огромный выставочный стол, снабженный восемью выдвижными ящиками-витринами, вместил в себя часть коллекции Артемьевой. И эти осколки в сочетании с архивными материалами — фотографиями, открытками, старыми газетами, копиями документов — стали увлекательным рассказом о том, как здесь, на промышленной окраине Петербурга жили, работали и отдыхали люди.
По осколкам, найденным на берегу и на мелководье в реке можно узнать — какой посудой пользовались жители, какие печи и напольная плитка были в домах, даже о том, что в местных трактирах предпочитали пиво, сваренное в Петербурге, но отдавали дань и рижскому бальзаму, и польским ликерам.
Выставка построена так, что посетитель, выдвигая ящик за ящиком и рассматривая документы и фото на стенах, словно совершает путешествие по Стеклянной слободе. Знакомится с историей Скорбященской церкви, с тем, как в промышленном районе до революции боролись с пьянством, открыв ночлежный дом и театр, чтобы отвлечь бедняков от выпивки, как вообще выглядели эта местность, невероятно изменившаяся за более чем столетие. В витринах выставлены уникальные изделия Императорского стеклянного завода, созданные до 1890 года — то есть времени, когда завод располагался именно в этих местах. А также можно увидеть рядом с осколками из коллекции Ники Артемьевой так называемые предметы-дублеры — целые предметы. Ведь до сих пор в ряде стран производят, к примеру, тарелки с подобной росписью. И осколки на выставке воспринимаются как привет из прошлого и послание о том, что все же есть что-то, что не меняется с годами — как популярный узор на тарелке.
Добавим, «Стеклянный городок» — историческое название района Петербурга на левом берегу Невы. Это местность в границах Обводного канала, проспектом Обуховской обороны вдоль Невы, Глухоозерским шоссе, железнодорожными путями и Большим Смоленским проспектом. До сих пор там улицы носят название, связанное с историей места — Хрустальная, Глазурная, Глиняная, Стеклянная, Слободская. Стеклянная слобода (позднее — Стеклянный городок) образовалась вокруг Стеклянного завода, возникшего здесь во времена Екатерины II, сначала как дар царицы своему фавориту Григорию Потемкину, а потом, после его смерти — как казенного Императорского стеклянного завода. Вазы и посуда императорских сервизов, детали архитектурного убранства дворцов, в том числе и прекрасные люстры — это производилось здесь, а также здесь было витражное и мозаичное производства — вплоть до 1890 года, когда завод слили с Императорским фарфоровым заводом и перенесли в Фарфоровскую слободу. Стеклянное производство все же существовало в этих местах до 1917 года. После войны в районе был создан при участии Веры Мухиной и работал до 1997 года Ленинградский завод художественного стекла, музей которого ныне находится во дворце на Елагином острове. Но от Императорского стеклянного завода остался ряд корпусов, сохранившихся до наших дней.