Posted 15 февраля 2022, 14:23

Published 15 февраля 2022, 14:23

Modified 30 марта, 08:21

Updated 30 марта, 08:21

В Петербурге показали фильм Владимира Битокова о проблеме частных военных компаний «Мама, я дома»

15 февраля 2022, 14:23

В киноцентре «Ленфильм» состоялся показ картины ученика Александра Сокурова Владимира Битокова «Мама, я дома». Премьера фильма состоялась на 78-м Венецианском кинофестивале осенью 2021 года.

Параллельно с историей Тони разворачивается другой сюжет — та самая местная власть в лице молодого функционера и его отца всеми силами пытаются реанимировать старую партийную дачу, в которой, говорят, останавливался не только Хрущев, но и Сталин. А ныне, возможно, если «привести в порядок здание и выстроить инфраструктуру» — сюда прилетит из Москвы на вертолете «Сам». Тоня с ее проблемой, о которой она заявляет все громче, вплоть до появления у «объекта» на своем старом автобусе с надписями по бортам «Солдат Копылов пропал», становится для властей невыносимой.

Так закручивается драматический сюжет, выстроенный в фильме как сильнейшее художественное высказывание — и современное и вневременное. «Для меня в этом фильме самым главным стал образ матери — Тони», — сказал Битоков на встрече после показа картины в киноцентре «Ленфильм». Битокову задавали вопросы о том, почему в сюжете фигурирует война в Сирии, а не, к примеру, конфликт на Донбассе. Режиссер объяснил это как раз тем, что «нельзя говорить о происходящем на Донбассе вскользь, а война в Сирии — это, в данном случае, обобщенный образ войны».

В свое время — в 2007 году Александр Сокуров снял фильм «Александра» с Галиной Вишневской в заглавной роли — фильм о поствойне, когда бабушка приезжает к внуку-офицеру (действие происходит в Грозном после завершения Второй Чеченской войны), о возможности излечения человеческих душ, познавших войну.

«Я понимаю, что для России постепенно и неизбежно опять возникает угроза войны, и хочу взглянуть с благодарностью и надеждой на людей, на которых придется опереться. Это моя попытка их поддержать, показать, как много в них важного и ценного для меня. Я, таким образом, протягиваю им свою руку», — говорил тогда Сокуров.

Его ученик Битоков жестко говорит о другом: в уста одного из героев фильма вложена будничная фраза, что Россия всегда где-то воюет. Персонажи «Мама, я дома» даже не рефлексируют о происходящем, кроме дочери главной героини, которая сама уже мама — ее сыну-инвалиду не грозит, когда он вырастет, пойти воевать, потому что мальчик не говорит. Да и незнакомец на вопрос Тони о том, что «там» — где он воевал, просто отвечает: «Ничего — камни и песок».

Тоня в исполнении Ксении Раппопорт — женщина, которая привыкла в этой жизни делать все сама, одна, не рассчитывая на помощь и поддержку, «вырубив» эмоции, вернее — глубоко их спрятав. Мужская работа, мужская одежда, мужская походка, резкая речь. И при этом нежный абрис лица, изящество, столь присущее этой актрисе. Тоня — та самая русская женщина, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», только в ее случае, как мы узнаем из фильма — предотвратит когда-то аварию, а на наших глазах — остановит свой пылающий автобус.

Незнакомец в исполнении Юры Борисова — парень с темным прошлым, но способный понять, и полюбить, и поверить, и помочь. Но в предлагаемых обстоятельствах он вынужден исчезнуть — так же внезапно, как и появился.

Фильм Битокова — о тотальной фальши и невозможности достучаться ни до кого, кто принимает решения. О жестокости, о безвыходности, в которой все мы находимся. И о любви, которой так не хватает всем.

Владимир Битоков рассказал на встрече в киноцентре «Ленфильм», что прокатчиков в России картина так и не нашла, но на этом фильме, продюсерами которого стали Александр Роднянский и Сергей Мелькумов, «никто и не рассчитывал заработать».

Подпишитесь