Posted 14 января 2022, 12:27
Published 14 января 2022, 12:27
Modified 30 ноября 2024, 06:54
Updated 30 ноября 2024, 06:54
Некоторые люди, когда видят, как в туалете «Макдональдса» или «Окея» человек бреется или стирает что-то в раковине, морщат носы. Но вообще-то нужно шляпу снять перед попавшим в беду человеком, который находит в себе силы для того, чтобы поддерживать себя в каком-то опрятном внешнем виде — это очень непросто, когда нет крыши над головой.
Недавно свое пятилетие отметило одно из знаковых для нашего города заведений — «Культурная прачечная». Это проект Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Ночлежка», здесь могут бесплатно постирать и высушить одежду бездомные и вообще все нуждающиеся люди. Сравнительно мало кто из обычных «домашних» граждан знает о том, что для тех, кому негде жить, в нашем цивилизованном мегаполисе остро стоит даже вопрос доступности чистой питьевой воды. Что уж говорить о стирке. При этом большинству из нас не нравится, когда от кого-то плохо пахнет.
Бездомному человеку неплохо бы выглядеть так, чтобы не привлекать к себе негативное внимание. А сервисов, которые позволили бы ему поддерживать свой внешний вид в относительном порядке, во втором городе страны до 2016 года не было. Более того, «Культурная прачечная» стала первой во всей России.
«Пять-шесть лет назад, до открытия прачечной, я видел, как некоторые наши клиенты мылись и стирали одежду в Обводном канале, — рассказывает руководитель гуманитарных проектов „Ночлежки“ Андрей Чапаев. — Когда наша прачечная заработала, я такого больше не видел. И у меня на душе стало легче оттого, что, по крайней мере, у людей, которые обитают поблизости от „Ночлежки“, теперь нет необходимости стирать одежду таким способом, какой я описал выше».
В 2016 году сотрудники «Ночлежки» задумали сделать мобильную душевую, где человек мог бы помыться и заодно постирать вещи. За консультацией по поводу того, какие именно стиральные машины лучше использовать при предполагаемой нагрузке, они обратились к владельцу сети «Prachka.com» Давиду Папаскири. Он-то и предложил сделать специализированную прачечную для бездомных, потом стал партнером этого проекта. Для прачечной требовалось помещение, в котором была бы необходимая электрическая мощность, в удобной транспортной доступности для клиентов — либо в центре города или поблизости от него, либо рядом с каким-то уже существующим проектом помощи бездомным, с обязательным свободным доступом (что бывает не всегда, если речь идет о территориях промзон). В итоге нашлось соответствующее всем критериям здание по соседству с «Ночлежкой» по адресу Боровая, 116. И в ноябре 2016 года «Культурная прачечная» открыла двери для своих первых клиентов.
Здесь не требуют предъявлять какие-либо документы. Человек просто приходит и стирает одежду. Он привел себя в порядок и, например, может попасть куда-то на собеседование по поводу трудоустройства. То есть у него есть возможность миновать, по крайней мере, вахтера на каком-то предприятии. И шансы этого человека уйти с улицы увеличиваются.
Прачечная открывается в 10:00, одновременно там могут разместиться девять человек. Работают восемь пар стиральных и сушильных машин и одна машина для крупногабаритных вещей. Для клиентов есть лист ожидания — соответственно, очередь следующих девяти наступит через полтора-два часа — в зависимости от тяжести стираемых вещей. Максимальная ежедневная проходимость «Культурной прачечной» — человек 30-35. В среднем же в день проходит 20-25 человек. Свои вещи в «Культурной прачечной» за прошедший год выстирали и высушили 835 человек, общее количество циклов — 3564.
«Клиентов прачечной мы не спрашиваем, бездомные они или нет, — говорит Андрей Чапаев, — И к нам периодически приходят некоторые наши соседи — жители окрестных домов. Здесь еще много коммунальных квартир, кое-где не то что стиральной машины — и душа-то как такового нет. Если человек приходит и готов дождаться своей очереди вместе с бездомными, значит, человеку это нужно. Как правило, это пенсионеры».
Как и другие гуманитарные проекты, «Культурная прачечная» — это точка входа в систему социальной помощи «Ночлежки». То есть, придя сюда постирать вещи, человек узнает о возможности обратиться к специалисту по социальной работе, к юристу, к психологу и так начать движение с улицы в ту жизнь, которой живет большинство людей. Вместе с социальным работником он может составить пошаговый сервисный план, то есть решить, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию.
Позже «Ночлежка» попыталась открыть такой сервис и в Москве, но на самом начальном этапе встретила решительное сопротивление жителей ближайших к предполагаемой прачечной домов. Но в Петербурге, хотя «Культурная прачечная» расположена также довольно близко от жилых домов, таких проблем не было. Сотрудники «Ночлежки» следят за порядком, да и сами клиенты прачечной не заинтересованы в излишнем внимании к себе. Андрей Чапаев припоминает, что была одна жалоба от жильцов ближайшего дома на то, что кто-то из клиентов ходил по газону под их окнами, после чего сотрудники поговорили с посетителями прачечной о необходимости уважения к соседям, и инцидент был исчерпан. Возможно, дело еще и в том, что «Ночлежка» в городе очень известна — она существует уже около тридцати двух лет и стала одним из социальных брендов Петербурга.
Однако санитарных сервисов для людей, попавших трудные жизненные обстоятельства, в городе по-прежнему катастрофически не хватает. Несмотря на пандемию, в 2020 году «Ночлежка» открыла еще и «Неравнодуш» неподалеку от площади Мужества. Также удалось провести воду в круглогодичный ночной приют, находящийся в Обухово. И там, и там можно помыться, а также постирать и высушить вещи. Кроме того, на средства проекта «Твой бюджет» подобный пункт открылся при государственном доме ночного пребывания Адмиралтейского района. Но при нормальной ситуации подобные сервисы должны находиться в шаговой доступности по всему городу — не то что в каждом районе, а в каждом микрорайоне.
Никому не нравится, когда бездомный человек грязен и плохо пахнет. Но чем больше будет таких сервисов, тем меньше клиентов благотворительных организаций будет выглядеть вот так архетипически. И теперь бывает так: человек идет по улице, и вы даже не догадываетесь о том, что он бездомный. Понятно, что большинство из нас видит только «верхушку айсберга». Но по факту людей, знакомых с проблемой бездомности, гораздо больше.
«Недавно я ехал в такси и много разговаривал по телефону — конец года, разные рабочие вопросы, — делится историей Андрей Чапаев, — Таксист вдруг меня спрашивает: „Ты на Боровой работаешь, в ‚Ночлежке‘?“ Я отвечаю: „Да“. И он начинает задавать конкретные вопросы — когда можно приехать за вещами и так далее. То есть водитель оказался нашим клиентом. Возможно, пока у него есть заработок, он снимает какое-то жилье, возможно, он недавно устроился на работу и еще не получил зарплату».
Бездомность — проблема, требующая системных решений, и с этим не сможет справиться ни одна общественная организация сама по себе, без системной поддержки государства. То же самое можно сказать и об отдельных аспектах этой проблемы, таких как санитарные сервисы. Но общественные организации часто обладают опытом, которого нет у государственных служащих, особенно если у них за плечами десятки лет работы в самых разных условиях.
Сервисов не хватает, но, как говорит Андрей Чапаев, последнее, чего хочется «Ночлежке» — упасть на эту «амбразуру» и на ней лежать.
«Мы ориентированы на то, чтобы нашим опытом делиться. У нас даже есть специальный сотрудник, занимающийся распространением опыта — в прошлом году она дала более 540 консультаций коллегам в Петербурге и в регионах. Минувшей осенью я написал пособие — как открыть „Культурную прачечную“. Так что планов открыть миллион прачечных или сто тысяч пунктов обогрева у нас нет. Мы искренне приветствуем, когда что-то такое делает город или делают другие общественные организации, и можем что-то посоветовать, чтобы у людей не было необходимости наступать на те „грабли“, на которые мы наступали за прошедшие годы».
Игорь Лунев