Posted 16 ноября 2021, 16:25
Published 16 ноября 2021, 16:25
Modified 30 марта, 08:24
Updated 30 марта, 08:24
Петербургский композитор и доцент консерватории имени Римского-Корсакова Светлана Нестерова, победившая в конкурсе на создание национальной оперы к 100-летию образования Бурятии, отказалась от своей победы. Как сообщает Znak.com, это произошло из-за скандальной реакции бурятского театрального сообщества, обвинившего ее в незнании местной культуры.
Нестерова рассказала, что, узнав о конкурсе, начала изучать бурятский фольклор, эпос и нашла сюжет «Хун-шубуун» о девушке-лебеде. Как пояснила композитор, сюжет о небесной жительнице, которая сбрасывает перья и выходит замуж за земного жителя, используется в разных странах.
Большинством голосов жюри присудило Нестеровой первое место. Однако это вызвало крайне негативную реакцию бурятского культурного сообщества. «Итак, высокое жюри решило, что нам, бурятам, к 100-летию государственности нужна… Сказка. Ну вот такой мы, по мнению жюри, сказочный народец, видимо. Веселые человечки», — отметила театровед Туяна Будаева. Ее поддержали другие бурятские общественники. В частности, Нестерову обвиняют в колониальном взгляде на конкурс. В одной из публикаций Будаева пишет, что Нестерова ничего не знает о бурятах, никогда в Бурятии не была, а следовательно, не понимает местный менталитет и бурятскую мифологию. Театровед также отметила, что в экспертном совете по оценке либретто и в музыкальном жюри не было ни одного специалиста по бурятской музыке, а трое из членов жюри «профессионально родом из Петербурга».
«Просто берут и в давно написанном сочинении заменяют имена персонажей, и подсовывают свой опус дикарям-аборигенам в надежде, что, извините за сленг, проканает», — высказала свою позицию Будаева. В разговоре с Znak.com она сказала, что конкурс не надо было проводить совсем: «Поверьте, за 80 лет после создания первой оперы по бурятским национальным мотивам композиторы Бурятии уже столько всего сочинили — бери и ставь! Или же надо было руководству театра взять на себя ответственность за выбор сюжета и художников и заказать оперу».
Нестерова отказалась от победы, но с выдвинутыми претензиями не согласилась: «Если речь о том, что в жюри были питерские, так это вообще ни о чем не говорит, кроме того, что там работают и поднимают музыкальное искусство именно петербургские музыканты. Там половина оркестра питерских сидит. Играют на высочайшем уровне».
В итоге победу отдали композитору Баиру Дондокову, эскиз которого «Эреэхэн» занял второе место.
На вопрос о том, почему эта история продолжает быть болезненной даже после отказа Нестеровой от победы, Туяна Будаева ответила так: «У нас, бурят, вопросы национальной идентичности сейчас саднят, как раны… Любое грубое прикосновение очень болезненно». Она назвала произошедшее унижением бурятского народа и национальной государственности. Кроме того, она считает, что бурят и республику намеренно представляют в образе «оголтелых националистов».