Posted 20 октября 2021, 12:21
Published 20 октября 2021, 12:21
Modified 30 марта, 08:26
Updated 30 марта, 08:26
Объявленная система QR-кодов сформулирована с нарушением требований правовой определенности, считает юрист Павел Смолянинов. В разговоре с корреспондентом «Росбалта» эксперт объяснил, почему новые ограничения могут ударить по предпринимателям и вызвать недоумение у клиентов.
«Понятно, что ничего не понятно. Понятно, что есть нормативный акт — региональное постановление, что при посещении кинотеатров, заведений общепита и других организаций необходимо предъявлять QR-код, подтверждающий перенесенную инфекцию или вакцинацию от коронавируса. Но непонятно — как проверять QR-код, так как в документах об этом ничего не сказано. Причем ни в одном законе: ни на федеральном, ни на региональном уровнях», — отметил юрист.
По его словам, достоверность QR-кода можно установить при предъявлении документа, удостоверяющего личность, но за этим следует правовая неопределенность. Предприниматели не обладают правом требовать бумаги от клиентов.
«Какой именно документ? Специального нормативного акта по этому поводу мы не видим. На практике, конечно, имеется в виду паспорт гражданина, в некоторых случаях возможно предъявление водительских прав или служебного удостоверения. Но, опять же, вопрос остается на усмотрении конкретного заведения. Получается, что его сотрудник либо представитель ЧОПа должны проверить не только QR-код, но и некий документ, удостоверяющий личность. Это логично, иначе идентифицировать конкретного гражданина и QR-код невозможно. Кроме того, если гражданина обнаружат контрольные органы в заведении без QR-код или паспорта, то организация понесет административную ответственность», — уверен эксперт.
Он упомянул, что, однако, клиент вправе не показывать паспорт.
«Что тогда делать сотруднику заведения? Ответ простой — отказать в предоставлении услуги, то есть не пустить в заведение. Требовать сотрудник ничего не может, но и отказать в предоставлении услуги без паспорта имеет полное право. Никакой ответственности заведение в данном случае не несет. Если же разворачивается конфликт, представители бизнеса должны просто вызвать наряд полиции. Конечно, гражданин вправе обратиться в суд об обжаловании действий сотрудников заведения, но выиграть такой суд шансы крайне минимальные. Поэтому предприниматели должны действовать следующим образом: проверять QR-код и паспорт, а если гражданин отказывается, то не пускать его на свою территорию, ссылаясь при этом на региональное постановление. В случае конфликта вызывать сотрудников МВД», — добавил юрист.
Он привел в качестве примера другую ситуацию. Так, при продаже алкоголя кассир имеет право потребовать паспорт у клиента, но если гражданин отказывается, то спиртное не пробивается.
Ранее представители бизнеса возмутились правовыми пробелами в системе QR-кодов.