Posted 8 октября 2021, 12:43
Published 8 октября 2021, 12:43
Modified 30 марта, 08:26
Updated 30 марта, 08:26
Европейцы всегда настороженно относились к Алексею Навальному. Такое мнение в разговоре с корреспондентом «Росбалта» озвучил политолог, директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков, комментируя награждение Нобелевской премией мира журналистов-расследователей, а не российского оппозиционера.
«Мне кажется, что это политический размен — Муратов вместо Навального. Конечно, „Новая газета“ не является главным источником антикоррупционных расследований, каким были фонд ФБК (признан в РФ иноагентом и запрещенной экстремистской организацией — „Росбалт“) и сам оппозиционер. С другой стороны, издание занимается этим в разы дольше, в разы качественнее, потому что большая часть расследований Навального — это популистские зарисовки, к примеру, о „Дворце Путина“. Европейцы любят руководствоваться не сиюминутными соображениями, а смотреть издалека. И в этом плане „Новая газета“ заслуживает большего признания: люди десятилетиями борются за выживание журналистики, а Навальный — звезда, вспыхнувшая на волне антипутинизма», — отметил Гращенков.
По его мнению, ситуация, однако, политически выглядит наоборот.
«Оппозиционер сидит в тюрьме, страдает, называет себя врагом Путина, хочет разрушить его систему. А „Новая газета“, как ни крути, все-таки системное издание, которое не переходит красных линий. Так что воспринимается как размен: „Навального мы не возьмем, зато предложим вариант, с которым трудно поспорить“. Сторонникам политика стоит напрячься, почему за рубежом не придали ему статуса главного борца с режимом, как Нельсону Манделе», — рассказал Гращенков.
По его словам, проект Навального воспринимается Западом неоднозначно: если американцы серьезно поддерживают оппозиционера, то европейцы проявляют достаточно холодное отношение.
«Разве что Меркель встречалась с ним в больнице, но он все-таки был в Германии и являлся политическим беженцем. Так что за все время я горячей поддержки Навального не видел», — добавил эксперт.
Он объяснил, что Нобелевский комитет уже раз был втянут в скандал, когда выдал «авансом» премию Бараку Обаме, а потому в 2021 году решил вести себя сдержаннее.
«Видимо, решили лишний раз больше не зашквариваться на политических баталиях», — подытожил политолог.
Нобелевскую премию мира объявили 8 октября. Комитет отметил главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова и журналистку-расследователя Марию Ресса, специализирующуюся на Юго-Восточной Азии.