Posted 5 октября 2021, 12:33
Published 5 октября 2021, 12:33
Modified 30 марта, 08:26
Updated 30 марта, 08:26
Война за Пулковскую обсерваторию подходит к концу: митинги за сохранение научных исследований не помогли, а жилищные кварталы активно разрастаются. Градозащитники при этом уверены, что объявленные проекты «развития территории» — только начало, и юг Петербурга скоро утонет в пробках и амбициях застройщиков.
Сейчас в парке на Пулковских высотах безлюдно. Но еще два года назад, когда отмечали 180-летие Главной астрономической обсерватории РАН, территория вокруг здания была оживленней — здесь регулярно проводили пикеты. Градозащитники и ученые настаивали: нельзя так просто растоптать научное наследие в угоду застройщикам. Но дело тогда обернулось проигрышем активистов.
Во втором десятилетии XXI века у строители без проблем получали разрешительную документацию — при молчаливом или активном согласии руководства обсерватории и Российской академии наук. В итоге на месте некогда защитной зоны вырос жилой комплекс, а стройка продолжается до сих пор. Судебные разбирательства не помогли, и пикетчики ушли. Получается, что громкие лозунги не заинтересовали никого.
Конфликт между Setl City и учеными развернулся из-за местной зеленой зоны. Кому-то показалось, что утопающие в деревьях Пулковские высоты подойдут для малоэтажной застройки с комфортной жизнью. Сотрудники же обсерватории развели руками: наблюдать за кантовским «звездным небом над головой» больше не получится.
По словам ученых, свет и тепло от очередных жилых кварталов помешают научной деятельности. А ведь речь идет о пережившем войну учреждении, которое американский ученый Бенджамин Гулд называл «астрономической столицей мира».
Следующий юбилей исследователи могут так и не отметить. Причина простая — неэффективное использование средств.
«В один момент строительное лобби оказалось сильнее, чем градозащитное и научное сообщество. Более того, фактически на сторону бизнеса встала Российская академия наук, что стало поворотной точкой в истории борьбы. Поначалу ребятам удавалось отменять в судах разрешения на строительство, всего проекта планировки территории, и даже федералы дали поручение Смольному проработать возможность моратория на застройку. Но местные чиновники проигнорировали предложение, сославшись на невозможность решить вопрос юридическими средствами. А комиссия РАН, которая подключилась в разгар борьбы, дала заключение, что наблюдения в обсерватории больше ни к чему, работу можно перенести в другое место», — рассказал координатор объединения «Гражданин Пушкин» Александр Беляев.
Из-за большого резонанса победителям схватки все-таки пришлось пойти на компромиссы — весьма формальные. Так, ЖК «Планетоград», название которого вызвало раздражение у градозащитников, стал именоваться «Зеленым кварталом». Кроме того, планы освоить территорию пришлось скорректировать после вмешательства Смольного в 2019 году — застройщик возведет только первую очередь, то есть 330 тыс. кв. метров. Изначально объявляли проект в пять раз масштабнее. Но можно ли считать это победой?
Защитники обсерватории уверены, что компромисс при содействии администрации — пыль в глаза. Чтобы в этом убедиться, нужно подождать, пока конфликт стихнет, а СМИ забудут о научном учреждении.
«Чиновники провернули с бизнесом интересную фикцию: якобы будет застроена только одна пятая часть. То, что мы сегодня видим, и есть та самая одна пятая! Никакие планы никто не переиграл. Остались те же разрешения на строительство, а перспективы — на потом. Главное — подождать, пока все успокоится, а, скажем, через пять лет выяснится, что обсерватория не нужна, наблюдения вести невозможно, а значит, ничто не помешает жилищным проектам», — предположил Александр Беляев.
В качестве примера дальнейшей экспансии он привел покупку земли холдингом Setl Group на месте свернутого проекта «Город цветов» у Волхонского шоссе. Предполагалась застройка территорий бывшего совхоза «Цветы». Зона находится южнее «Зеленого квартала», ставшего камнем преткновения.
«Подобные проекты негласно поддерживались со времен Полтавченко. Налицо коммерциализация бюджетной сферы, реформы в ущерб науке и образованию. Либо замешаны деньги, либо к власти пришли люди, которые не могут осознать ценность обсерватории и разменивают науку на жилую застройку. То, что останется исключительно музей, я считаю катастрофой, — отметила градозащитница Наталия Сивохина. — Есть научный центр, который поставляет прекрасные научные результаты, использующиеся во всем мире, готовит специалистов, вносит вклад в мировую науку и практические области. И его уничтожают, потому что он просто не нужен. Почему в нашей стране так происходит? Я не хочу отвечать на этот вопрос, и так все понятно.
Если бы не было чиновников, которые бы разрешили там селиться, никто бы и не подумал об этом».
Путь в ЖК «Зеленый квартал» проходит через обочину вдоль Пулковского шоссе. Территорию огораживает высокий сплошной забор, испещренный бессмысленными граффити. Иногда встречаются и диковинки: «Живи пока жив» — белым по зеленому.
И вот, спустя 10 минут, взгляду открывается малоэтажный жилой комплекс. Здания приглушенных цветов, по идее, должны напоминать комфортные скандинавские кварталы, но издалека больше походят на склады — в окружении десятков автомобилей в разгар рабочего дня. Там и тут бегают и шумят рабочие: чуть западнее активно ведется застройка.
«Обсерватория давным-давно не выполняет изначальной функции. Зачем раздувать из этого проблему? Она ничего не делает, а ей должны принадлежать какие-то земли. На основании чего? Я не вижу ничего плохого, что люди приезжают и хотят жить комфортно», — такой речью встретила корреспондента «Росбалта» женщина, которая осматривала клумбы на территории ЖК.
Сперва она представилась как сотрудник управляющей компании, но по итогам разговора предложила забыть об этом и указать ее в материале как анонимную местную жительницу, которая «выражает мнение собственников». Собеседница уверена: все покупатели квартир довольны, да и с инфраструктурой все хорошо.
«Магазины есть, садик открылся, школа сейчас открывается», — перечислила женщина достоинства ЖК, предположив, что транспортного коллапса микрорайон не создаст.
Однако не все местные жители настроены оптимистично. Одна из собственниц, проживающая в «Зеленом квартале» временно, рассказала корреспонденту, что район уже утопает в пробках.
«Обычно по утрам. Но тоже со своими сложностями, не угадаешь: в одно и то же время выходишь — то есть затор, то нет. До центра Петербурга добираешься иногда за 1,5 часа. Вечером в 18-19 часов пробки всегда, на Московском проспекте и здесь», — отметила женщина, планирующая переезд ближе к центру Петербурга, где ремонтируется ее основная квартира.
Управляющей компании пришлось даже ввести систему пропусков, без которых водитель автобуса мог отказать в перевозке. Еще одна собственница, молодая мама, подтвердила опасения.
«Общественным транспортом пока сложновато выехать отсюда. Автобус ездит только утром и вечером. Говорят, ситуация станет лучше и он будет постоянно курсировать, когда сдадут следующую очередь жилья», — рассказала женщина.
По словам градозащитников, сообщения о пробках — первые сигналы, и при росте жилых кварталов нагрузка будет увеличиваться.
«Мы изначально говорили, что „Планетоград“, даже если откинуть вопрос обсерватории, — это абсолютно непродуманная застройка. Она никак не вписана в город», — отметил Александр Беляев.
Он напомнил, что юг Петербурга и без того страдает от ежедневного транспортного коллапса, а с учетом разрастающихся «человейников» ситуация может стать неконтролируемой. Перспективы развернуть ситуацию на 180 градусов, однако, весьма туманны.
«У жителей и астрономов нет ресурсов на дальнейшую борьбу. Суды проиграны. Пока рубим одну голову, вырастают три. Наш город фактически все решил: плевать на обсерваторию, плевать на Пушкинский район, несмотря на его аграрный и научный потенциал. Переломить ситуацию можно разве что за счет федеральных властей, — поделился тревогами активист. — Надежды какие-то есть, но ход событий не в нашу пользу. Мы оставлены один на один с государством».
Никита Строгов