Posted 22 сентября 2021, 10:39
Published 22 сентября 2021, 10:39
Modified 30 ноября 2024, 07:01
Updated 30 ноября 2024, 07:01
Итоги выборов в петербургский парламент к началу 22 сентября уже подвели, однако на нескольких участках до сих пор ведутся ожесточенные споры — где-то отменили результаты, где-то даже завели уголовное дело. О перипетиях минувшего голосования на круглом столе в «Росбалте» поговорили правозащитники, социологи и политики.
«Единая Россия» потеряла порядка 8% голосов на прошедших выборах в Законодательное собрание Петербурга. По итогам обработки 99% бюллетеней партия власти получает 33,2% голосов вместо 41,25% на выборах пятилетней давности.
«Мы уже можем говорить о том, что контрольного пакета единороссы не получили. Это будет парламент другого содержания, и надеюсь, мы не будем ходить строем, как раньше», — заявила кандидат в депутаты от КПРФ Ирина Иванова, добавив, что коммунисты серьезно укрепились, набрав 17,5%.
Третье место с 12,7% заняла «Справедливая Россия — За правду», которая на прошедших выборах, пожалуй, стала главным источником сообщений о нарушениях. Последние битвы в одномандатных округах партия ведет до сих пор.
На четвертом месте с 10,07% голосов, удивив всех, оказалась партия «Новые люди». Ее соперники уверены: все дело в административном ресурсе.
«Это партия, встроенная в систему исполнительной власти. В борьбе ЗакСобрания и Смольного победу одержал Смольный — по-другому этот проект не могу расценивать», — высказалась кандидат от эсеров Надежда Тихонова.
Наталия Евдокимова, член Совета по правам человека и развитию гражданского общества при президенте РФ в свою очередь заявила, что «брать надо выше», и «Новых людей» очевидно поддерживают из президентской администрации, судя по мощным финансовым потокам.
«Нельзя не отметить, что это молодые, интеллигентные и грамотные люди, учителя, предприниматели. В целом это новый тренд, их было много на телевидении, и в них вложили сумасшедшее количество денег. «Новые люди» как бы убеждают избирателей: «Вы все успешные! Вы все богатые!» и средневозрастному электорату это нравится. Но на этих выборах с таким количеством нарушений «Новые люди» совершенно не были представлены наблюдателями. Они не защищают свои голоса, как мы, они играют в игру «выборы», — поделилась своей точкой зрения Иванова, но выразила надежду, что интересы бизнеса политики все-таки будут представлять, как и обещали.
Пятое место заполучило «Яблоко», завоевав 9,17%. Эксперты говорят, что именно благодаря яблочникам, которые исторически сильны в Северной столице, петербургский ЗакС представлен шестью партиями, а не пятью, как во всех других региональных парламентах.
«Когда-то в ЗакСе было восемь яблочников, теперь же двое проходят с трудом. Да и поддерживает их меньшее количество людей. Возможно, проблема в том, что либерально-демократическими нужно быть не только вовне, но и вовнутрь», — отметила Евдокимова.
Последнюю строчку списка партий занимает ЛДПР с 7,9% голосов — несмотря на то, что партия давно никак не развивается, не проявляет себя и воспринимается лишь в тесной спайке с единороссами.
«Независимо от количества других партий, влияние правящей очень сильное, и оно сохранится. Давление на оппозицию лишь усилится, и мало ей не покажется», — сделал неутешительный прогноз социолог Владимир Сократилин.
Явка на выборах в ЗакС составила 35,52%. Сократилин уверен: и в этих данных нельзя быть уверенными из-за возможных вбросов.
«Нет, петербуржец не аполитичен, как может показаться. Низкая явка бывает а) когда все всем довольны и считают, что все обойдется и без их голоса и б) когда все всем недовольны и считают, что смысла в голосовании нет из-за фальсификаций», — подчеркнул социолог.
Эксперт добавил, что люди, близкие к власти, заявляли о плане «45 на 45»: 45% явка и 45% голосов правящей партии. Судя по данным по Петербургу, бюрократическая задача выполнена не была, резюмировал эксперт. В то же время, по словам Наталии Евдокимовой, на посещаемость выборов трехдневный формат мало как повлиял, так как люди «тянулись», понимая, что у них в запасе есть время.
В трехдневном формате выборы в Госдуму и региональные парламенты по стране проводились впервые. Именно поэтому количество заявлений о нарушениях возросло кратно — может, как раз в три раза, уверены эксперты.
Ирина Иванова подчеркнула, что выборы в этом году стали намного более скандальными, чем в 2016 году из-за большого числа материалов о нарушениях. Достоверность результатов голосования из-за сохранности бюллетеней по ночам также вызывает большие вопросы — тем более что на участках после закрытия то и дело видели директоров школ. А наблюдателей, конечно, критически не хватало.
«Партиям, чтобы фиксировать нарушения, нужно было набирать целую армию людей. Вот у меня 192 участка — значит надо на три умножать, 576 человек. Такого количества людей у меня нет. А на третий день работы на выборах человеку уже становится на все „фиолетово“», — заявила Иванова.
Наталия Евдокимова заметила, что на этих выборах было много наблюдателей от разных структур, а не только от Общественной Палаты, которая ко всему подходит крайне лояльно.
«Мы как скорая помощь ездили по участкам, где возникали трения, и 90% жалоб были небеспочвенные. В основном жаловались на то, что членов УИК с правом совещательного и решающего голоса не подпускали к документам под разными предлогами. Сомнительным выглядело голосование на дому: когда в школе два одинаковых участка, и на одном семь надомников, а на другом двести — это, по меньшей мере странно», — заявила Евдокимова, добавив, что организованы выборы были неудовлетворительно из-за низкой подготовки членов УИК.
Проблемы были и с камерами, которые «смотрели» не на сейф-пакеты, а те, в свою очередь, были опломбированы не должным образом — «хорошо, если скотчем замотаны». Подробнее о подобных нарушениях «Росбалт» писал ранее.
Дошло до того, что в Северной столице возбудили уголовное дело — из-за инцидента на УИК № 803, где один из членов комиссии раскидал бланки, чтобы результаты по участку признали недействительными.
«Чтобы добиться уголовного дело, надо было поймать их за руку, сделать видео, как они разрывали пакет. Не зря у нас больше 500 наблюдателей было», — отметила лидер петербургских эсеров Марина Шишкина, заявив, что партия собирается оспаривать протоколы и судиться до конца. Она подчеркнула, что только за две ночи в партии написали в Горизбирком около трехсот жалоб.
«В СССР выборы соответствовали советской системе, сейчас выборы соответствуют российской — тому состоянию судебной системы и контролю со стороны общественности за силовиками. Противоречия тут никакого нет, — подчеркнул Сократилин. — И существующей системе власти адекватны и трехдневные, и недельные, и сезонные выборы. Другое дело, что власть не смогла нормально организовать даже такое голосование, раз наблюдатели замечают вбросы и карусели. Значит, вертикаль власти, несмотря на весь админресурс, работает плохо».
Драки, интриги, расследования — на многих УИКах атмосфера с каждым днем накалялась. Чего стоит только пощечина, которую Виталий Милонов получил после оскорбления кандидата Ольги Галкиной. За три дня голосования члены УИКов, наблюдатели и кандидаты смертельно устали, и усталость выливалась в конфликты.
«За три дня усталость накопилась такая, что брызнет — и вспыхнет! Люди падали, отработав три дня подряд. Плюс изначальное недоверие членов УИКов и наблюдателей друг к другу, которое раньше в течение одного дня никуда не выливалось, за три дня переходит во враждебную стадию», — заявила Евдокимова.
Надежда Тихонова согласилась, что три дня голосования — это пытка для членов УИК, наблюдателей и кандидатов, которые и днем, и ночью пресекают нарушения.
«Можно вообще выборы весной начинать, а осенью заканчивать. Сначала посевочная, потом уборочная, — критически отметила лидер эсеров в Петербурге Марина Шишкина. — Я отношусь к этому формату как к беспределу, примитивнейшей элементарной технологии навести тень на плетень и все до конца запутать».
Подробнее о том, какие депутаты будут заседать в седьмом созыве петербургского ЗакСобрания, читайте в материале «Росбалта» в ближайшее время.
Анжела Новосельцева