Posted 20 сентября 2021, 13:58
Published 20 сентября 2021, 13:58
Modified 1 февраля, 15:23
Updated 1 февраля, 15:23
Невозможно ставить диагнозы по постам в сети, уверена психолог, педагог Ирина Беляева. Свою точку зрения по поводу поста в соцсетях, авторство которого приписывают пермскому стрелку Тимуру Бекмансурову, она высказала корреспонденту «Росбалта».
«Конечно, в нескольких строчках можно определить множество различных синдромов, но это не будет профессиональным заключением и лишь подтвердит все, что написал этот юноша в своем посте: поверхностное общение даже со специалистом приводит к тому, что профессионализм страдает. Мы должны понимать, что действительно очень многие синдромы и расстройства не определяются по одному-двум тестам», — подчеркнула психолог, имея в виду рассказ парня о том, как ему без труда удавалось успешно пройти целую череду психологических тестов для получения оружия.
«Если сообщение принадлежит молодому человеку, который потом с оружием в руках пришел в свой вуз, можно предположить, что для него было важно показать, как он „всех переиграл“, что на самом деле он — значим и даже умнее всех вокруг. Сам факт этого публичного обращения к миру говорит нам о важности общества и его реакции для студента. Привлекает внимание последняя строка, где он называет себя „отбросом“, возможно, это был единственный способ не только „почувствовать себя живым“, но и как-то вписаться в это непонятное и чуждое общество, да таким ужасным и зверским образом. Ужасно, что герой этого поста все эти годы шел к такой жуткой цели. И это действительно много говорит о нем — цель держала его, давала силы», — отметила Ирина Беляева.
Эксперт предположила, что рядом с парнем не было никого, кто смог бы помочь ему еще в начальной школе, когда только эмоции боли оказывались понятны и даже привлекательны. Кто научил бы его работать со своим гневом, познакомил бы с самим собой. По ее словам, не всегда это могут сделать родители, не всегда на это хватает сил у педагога, редко чем могут помочь друзья, которые сами еще только формируются, как личность.
«Тут можно много говорить о том, что делать. Безопасность важна, но она никогда не будет 100%. Самая главная профилактика — это внимание общества к эмоциональной сфере, к профилактике насилия, к поддержке тех, кому сложно, к помощи тем, кому не вписаться в социум. Для этого должны разрабатываться не только программы по усилению служб охраны, но и курсы, мероприятия, обеспечивающие поддержку детей и подростков в школе. Надо обучать педагогов практикам работы с эмоциональным и социальным интеллектом. Надо поддерживать ресурсность самих педагогов, чтобы к детям приходили не усталые взрослые, а люди, которым дети по-настоящему важны и у них есть на это силы. Эта стрельба, как и стрельба в Казани — не ряд случайностей, роковых ошибок и непрофессионализма конкретных людей. Это — болезнь всего нашего общества, и очень важно, как мы отреагируем, что будем делать», — резюмировала Беляева.
Напомним 20 сентября, 18-летний Тимур Бекмансуров открыл стрельбу в Пермском государственном национальном исследовательском университете, перед этим опубликовав длинную исповедь на своей странице в соцсетях. В настоящее время известно о 6 погибших и более чем 20 раненых. Сам стрелок умер в больнице от ран, полученных при задержании.
Истории со стрельбой с участием подростков в России нередки. Последняя случилась 11 мая этого года в Казани, когда молодой человек пришел в школу, где раньше учился, и расстрелял детей и сотрудников.
14 ноября 2019 года студент применил огнестрельное оружие в Амурском колледже строительства и ЖКХ в Благовещенске. В 2018 году случилось еще несколько похожих трагедий. 17 октября студент Керченского политехнического колледжа взорвал самодельную бомбу, а после начал расстреливать студентов и преподавателей из ружья. В январе в одной из школ Перми ученик вместе со знакомым напали с ножами на учащихся четвертого класса. А в школе поселка Сосновый Бор в Бурятии ученик накинулся с топором на детей и учительницу, а потом попытался поджечь здание.