Posted 15 сентября 2021, 17:23
Published 15 сентября 2021, 17:23
Modified 30 марта, 08:27
Updated 30 марта, 08:27
В России проходят выборы в Государственную Думу и региональные парламенты. Избирательная кампания сопровождается агитационными материалами, которые захламляют подъезды и улицы городов. Справиться с проблемой не получится — сегодня нет более эффективного и сравнительно дешевого способа достучаться до некоторых избирателей. Но сами граждане могут повлиять на масштабы происходящего.
«Уберите предвыборные листовки со столбов!» — такие призывы публикуют пользователи в соцсетях. Непечатные слова перемежаются с более культурными, но не менее гневными откликами. Суть одна — граждане устали от мусора, которым обрастают улицы и подъезды во время избирательной гонки.
«Просто переводят бумагу каждый раз — лучше бы пустили ее на книги. А потом довольные избиратели ходят и пинают весь этот мусор. И плевать на будущее, ведь сейчас выборы. Вот она обратная сторона. Шоу да и только», — написал один из пользователей.
Листовками, на которых изображены серьезные лица кандидатов и пафосные девизы, оказываются облеплены все столбы в округе, автобусные остановки, двери парадных. Лопаются и почтовые ящики: агитаторы кладут сразу по два-три агитационных материала. На улицах горожан встречают разносчики партийных газет. Но все это не просто глупость или недальновидность политиков. Зачастую листовки — единственный способ кандидатов заявить о себе.
«Раздача полиграфии — один из вариантов агитации, к которому прибегают не все. Некоторые крупные партии, как правило, контактируют с избирателями другими способами, обычно через мобилизацию бюджетников. Условно оппозиционные политики привлекают электорат через интернет, соцсети, но эта история работает в большей степени в Москве и Петербурге. Агитация же с листовками нужна тем, кто недавно пришел в политику, кто не занимается популизмом и не выступает по телевизору каждый день с разными инициативами. И основная борьба таким путем ведется за тех граждан, кто политикой не интересуется. До них просто нельзя достучаться иначе, кроме как полиграфией», — рассказал экоактивист, один из участников избирательной кампании в Петербурге, пожелавший сохранить анонимность.
По его словам, альтернативные способы агитации не выручат: газеты никто не читает, эфир в телевизоре стоит дорого, а выделенные бесплатные эфиры выходят в неудобное время, и потому эффект от них сомнителен. Через соцсети же не всегда удается выйти напрямую на избирателя. Потому листовки и плакаты внушают кандидатам оптимизм.
Участники избирательной гонки используют полиграфию по-разному. Самый эффективный и «экологичный» способ, насколько его таковым можно назвать, — раздача из рук в руки. Горожане берут листовки, кладут в карманы и если и выбрасывают материалы, то в урны. Для окружающей среды это нехорошо, потому что впоследствии мусор попадает на общие гниющие полигоны. И все же агитационные материалы хотя бы не складируются пачками в подъездах и не разносятся ветром по улицам.
«К раздаче листовок из рук в руки прибегают малые партии и начинающие политики, поскольку бюджет в основном личный и весьма ограничен. Таким образом, кандидат переживает за каждую единицу полиграфической продукции, — отметил участник избирательной гонки. — Если же денег на кампанию много, то и похулиганить можно: провести несколько волн агитации, нанять немотивированных расклейщиков, которым все равно, что и как раздавать. Так что количество рекламы зашкаливает».
Как объяснили в МОО «Мусора.Больше.Нет», подобная агитация, как правило, незаконна, но борьба за власть оставляет за бортом высокие принципы.
«Расклеивают материалы даже „зеленые“ политики. В итоге мы видим плакаты и листовки на столбах, дверях домов и в других неположенных местах», — рассказала пресс-секретарь организации Мария Шекина.
В Санкт-Петербургской избирательной комиссии напомнили, что в городе заблаговременно выделяют специальные места для размещения печатных материалов. Разрешается даже оклеивать многоквартирные дома, но при одном условии — согласии собственников. Если управляющая компания не провела собрание жильцов, а здание разрывается от блеска кандидатских лиц с плакатов, это повод усомниться в законности агитации.
«Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей», — напомнили в пресс-службе Горизбиркома.
Выборы закончатся, но тонны мусора останутся. По закону за уборку отвечают администрации города и муниципалитетов. Некоторые избирательные штабы отправляют листовки на переработку, но это скорее исключение из общего правила. В итоге с засильем агитационных материалов нередко приходится бороться самим жильцам.
«Помните, что если в вашем почтовом ящике оказались листовки, не стоит их выбрасывать в общий мусор. Задумайтесь о том, чтобы прийти на один из многих пунктов переработки. Подобного рода бумаги в нашей жизнедеятельности очень много. Возьмем в качестве примера любой журнал: обложка и другие вкладки из такого же материала. И они спокойно перерабатываются, равно как и агитационная полиграфия», — отметила Мария Шекина.
Конечно, это борьба с последствиями, а не с причиной, но свести на нет масштабы агитационного мусора сегодня невозможно, считают собеседники.
«Жители России пока индифферентны. Как только они начнут воспринимать участие в выборах как гражданский долг, проблема отойдет на второй план, — уверен петербургский участник выборов. — Избиратели будут заранее ознакамливаться с кандидатами и их программами, и столько листовок не понадобится».
Никита Строгов
«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.