Posted 16 июля 2021, 09:12
Published 16 июля 2021, 09:12
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
В России 88% онкопациентов хотят получить медицинский отвод, чтобы избежать вакцинации от коронавируса. Такие данные по результатам опроса опубликовало врачебно-пациентское общественное движение «Рак излечим». Треть респондентов опасается отдаленных последствий для здоровья, 42% объясняют, что получают терапию, 43% — в ремиссии, но боятся ухудшения.
Участвовали ли онкопациенты в клинических испытаниях российских вакцин от ковида? Будет ли прививка эффективна для этой категории людей? Разбирался корреспондент «Росбалта».
В мае этого года в одном из наиболее авторитетных в мире медицинском журнале появились результаты британского исследования. Ученые проанализировали данные 800 пациентов с диагнозом рак, которые заразились коронавирусом. Цель исследования заключалась в том, чтобы понять, какое влияние рак и противоопухолевая терапия оказывают на течение болезни. Химиотерапию за месяц до позитивного ПЦР прошел каждый третий участник.
В итоге из 800 заболевших 412 пациентов перенесли инфекцию в легкой форме, а 226 умерли. Ученые связывают летальные исходы с возрастом и полом, так как из жизни уходили люди в возрасте около 73 лет и, в основном, мужчины. Усугубляли ситуацию и сердечно-сосудистые заболевания. В итоге ученые заключили, что больные раком во время терапии умирают не чаще пациентов, которые не получают активного лечения.
Петербургский онколог-маммолог Владимир Воротников подчеркивает, что в настоящее время нет данных о том, что пациенты с раком переносят коронавирус хуже, чем остальные.
«Наоборот были ограниченные данные из Франции в первые две волны ковида — о том, что пациенты на химиотерапии переносили инфекцию не хуже. А заболеваемость среди них была даже ниже, чем в остальных группах с учетом того, что онкопациенты и так соблюдали меры предосторожности в контексте профилактики заболевания. И смертность среди онкопациентов не отличалась от таковой в других группах», — отметил медик.
Директор Санкт-Петербургского клинического научно-практического онкоцентра профессор Владимир Моисеенко добавляет, что на тяжесть течения инфекции серьезно влияет вид рака.
«Пациентам с опухолями кровеносной системы и раком легкого грозит более тяжелое течение коронавирусной инфекции, так как она бьет именно по этим органам», — объяснил врач. В то же время он напомнил, что у онкопациентов случаи цитокинового шторма — редкость, так как иммунитет подавлен химиотерапией. Именно поэтому такой взрывной реакции от иммунной системы, какая бывает у молодых и здоровых людей, нет.
Все же да. В начале апреля главный внештатный специалист-онколог Минздрава РФ Андрей Каприн заявил, что пациентам с онкологией, стоит вакцинироваться, но только после консультации с лечащим врачом.
Владимир Воротников подтверждает, что онкопациентов все равно относят в группу риска, и, по возможности, прививку им делать нужно. Владимир Моисеенко соглашается с этим тезисом, подчеркивая, что риск инфицирования ковидом возрастает, так как у многих людей рак выявляют в пожилом и старческом возрасте.
В инструкции к «Спутнику V» пишут о том, что из-за недостатка достоверных данных вакцинация может представлять риск для пациентов с ЗНО. Разработчики рекомендуют онкопациентам применять препарат «с осторожностью, основываясь на оценке соотношения пользы и риска в каждой конкретной ситуации».
По словам главы центра им. Гамалеи Александра Гинцбурга, онкологические заболевания не являются причиной для отказа от прививки. Среди противопоказаний — только прохождение «химии» или прием препаратов, которые тормозят деление клеток.
Производители «ЭпиВакКороны» пишут, что решение о вакцинации пациентам с ЗНО крови и другими новообразованиями зависит от «степени риска заболевания». В инструкции к «КовиВаку» указано, что возможность вакцинации лиц, страдающих хроническими заболеваниями, «определяет лечащий врач, исходя из состояния пациента».
Весной этого года Гинцбург сообщал, что испытания «Спутника V» на пациентах с раком стартуют 13 марта и займут 6-7 месяцев. То есть об эффективности и безопасности вакцины для этой категории людей можно будет узнать лишь к октябрю.
Известно также, что добровольцы с онкозаболеваниями могут принять участие в клинических исследованиях III фазы «ЭпиВакКороны» и «КовиВака». Об этом говорится в официальном ответе Минздрава РФ на запрос зампредседателя комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяны Кусайко.
Таким образом, официальные изменения в инструкции по применению вакцин против коронавируса, касающиеся онкобольных, появятся лишь после оценки результатов клинических исследований.
Владимир Моисеенко отмечает, что иммунная реакция на прививку будет не слишком выражена, если пациент одновременно получает химиотерапию. Все дело в том, что она подавляет иммунитет, а прививка его наоборот стимулирует. Подавляют иммунитет и цитостатики.
О том же говорит и биолог Анча Баранова:
«Некоторые хронические болезни могут напрямую влиять на уровень антител, например, низкий иммунный ответ может быть у онкобольных, получающих иммуносупрессивную терапию, и тех, кто несколько лет назад прошел мощную химиотерапию по поводу онкозаболевания».
Владимир Воротников советует не делать прививку на фоне лечения и отложить ее, так как иначе придется делать перерыв в терапии. Что касается лучевой и таргетной терапий, полноценный иммунный ответ фиксируют практически у всех, подчеркивает специалист.
«Главная рекомендация — это вакцинация в оптимальные сроки до лечения. Первая доза должна быть введена хотя бы за 2 недели до химиотерапии или лучевой терапии, если хочется достичь достаточного эффекта в плане стимуляции иммунитета. Если речь идет о сроках после лечения — то через три месяца после полихимиотерапии, через 1-3 месяца после лучевой, в зависимости от размеров зоны облучения», — посоветовала инфекционист Оксана Станевич.
Если же речь о лечении гормонозависимых опухолей — тут терапия не влияет на эффективность вакцины, можно прививаться в любые сроки, уверена эксперт.
Если человек проходит анти-В-клеточную терапию, по крайней мере, за две недели до начала должна быть введена первая доза. Если после нее — через шесть месяцев.
Трансплантация костного мозга — эффективный метод лечения отдельных форм ЗНО. Владимир Моисеенко уверен, что иммунитет отвечает на прививку от коронавируса даже у пациентов, которые перенесли ее.
Станевич считает, что лучше привиться и до, и после трансплантации, так как после нее часть антител может исчезнуть
«Если антитела к SARS-CoV-2 после пересадки пропали, можно повторно вакцинироваться „Спутником“. Первую прививку до трансплантации можно делать за 35-42 дня, а после — когда орган прижился и нет тяжелой острой или хронической реакции трансплантата против хозяина. При легкой или среднетяжелой реакции вакцинироваться можно на 50-й день после трансплантации, если разрешает лечащий врач», — порекомендовала инфекционист.
«Если прооперировали, пусть пройдет три-четыре недели, и можно вакцинироваться. Можно на любой стадии. Никаких противопоказаний на сегодняшний день нет. И переносить ее пациенты будут, возможно, легче», — подчеркнул Владимир Моисеенко.
По его словам, конкретные сроки никто не изучал специально, и все зависит от объема иссечения опухоли. Если речь о локальных операциях, можно прийти и через несколько дней. Главное, чтобы человек пришел в себя и полностью поправился.
«Перед операцией можно сделать первую прививку, чтобы быть защищенным во время хирургического вмешатеьства. По окончании раннего послеоперационного периода можно прививаться через одну-две недели», — отметила Станевич.
Владимир Воротников уверен, что прививку лучше всего делать перед началом лечения, в период ремиссии или когда возможен безопасный перерыв в лечении — на фоне длительной профилактической гормонотерапии. Однако вероятность более сниженного иммунитета у онкопациентов в ремиссии есть.
Моисеенко же уверен, что в ремиссии человек с иммунологической точки зрения полностью здоров и противопоказаний нет.
Инфекционист Оксана Станевич соглашается, что пациенты в ремиссии должны быть привиты на общих основаниях.
Как бы то ни было, пока не появилось официальных результатов клинических исследований вакцин на онкопациентах, в каждом случае стоит придерживаться индивидуального подхода и решать вопрос о вакцинации с лечащим врачом. И если есть медотвод, обязательно избегать мест с большим скоплением людей, вовремя менять маску, держаться от окружающих на дистанции в полтора-два метра, мыть руки и использовать антисептики. А родственникам и близким онкопациента стоит поскорее привиться от коронавируса, чтобы защитить его, советуют эксперты.
Анжела Новосельцева
«Росбалт» представляет проект «Не бойся!». Помни, что рак не приговор, а диагноз. Главное — вовремя обратиться к врачу.