Posted 21 мая 2021, 14:30

Published 21 мая 2021, 14:30

Modified 30 марта, 11:41

Updated 30 марта, 11:41

Психолог Беляева о поножовщине в пермской школе: Трагедия в Казани провоцирует зеркальные происшествия

21 мая 2021, 14:30

События подобные трагедии в Казани часто вызывают зеркальные происшествия. После массовой стрельбы в какой-либо школе часто случаются более скромные, но тоже опасные инциденты, объяснила в разговоре с корреспондентом «Росбалта» психолог, педагог Ирина Беляева.

«Дело в том, что нас всех задевает произошедшее: мы посещаем школу или отправляем туда своих детей, и вдруг происходит нечто ужасное, выходящее за рамки. Это неизменно побуждает различные мысли, а иногда и действия. И может стать своеобразным катализатором для другого подростка, находящегося в тяжелом психологическом состоянии, ведь счастливые с оружием в школу не приходят», — подчеркнула эксперт.

По ее словам, любые меры безопасности в школах важны, однако не решают проблем. Нельзя реагировать на подобные вещи только усилением наказания и новыми охранительно-запретительными инициативами, которые зачастую приводят только к росту напряжения между детьми и взрослыми.

«Нужно работать с детьми, с тем, как они себя чувстсвуют, чего боятся, есть ли у них кто-то, кому они доверяют, с кем могут поделиться. Всех стрелков обычно объединяет лишь две особенности: сложности с эмпатией и неудовлетворенность в значимости, которую легко пошатнуть, если, например, унижаешь ребенка публично, что часто бывает в наших школах. Люди стреляют в других людей, потому что им очень плохо, а выразить это они не могут. И надо понять, что никакие тревожные кнопки не решат проблему одиночества, боли и сумасшествия. Тут может помочь только другой человек, и это не должность, это — отношение. Кажется, важно сейчас подумать и спросить у близких — и детей, и взрослых: «Как тебе? Тебе есть, куда пойти и с кем поговорить? Ты помнишь, что я рядом?» — отметила психолог.

По ее мнению, чтобы решать проблему системно, важно поддерживать педагогов, заниматься профилактикой выгорания, учить коммуникации, техникам ненасильственного общения, умению видеть в детях людей.

«Важно думать о том, как сделать школу местом, в котором человеку хорошо. Для этого она должна перестать быть закрытым пространством, в котором от тебя только требуют и в котором ты часто „недостаточно хорош“ и одинок. И не стоит думать, что это проблема какой-то определенной школы, это наша общая беда. Это сложно, но другого выбора у нас нет. И в этом могут участвовать не только руководство страны, полиция и внутренние войска, но и каждый из нас. Нам надо научиться разговаривать со своими детьми и друг другом, открыто, принимая сомнения, сложности, пугающую инаковость другого», — объяснила Ирина Беляева.

Педагог добавила, что пока же важно разговаривать с детьми о безопасности — четкие инструкции и ясное понимание, что делать в той или иной острой ситуации успокаивают.

Напомним, 11 мая в школе в Казани произошла стрельба, погибли девять человек. Нападавший — 19-летний бывший выпускник учебного заведения заявил. 21 мая в Пермском крае школьник устроил нападение с ножом в лицее, преподавателя госпитализировали. В этот же день в таганрогской школе третьеклассник на уроке обматерил и замахнулся на учительницу.

Подпишитесь