Posted 5 апреля 2021, 16:33
Published 5 апреля 2021, 16:33
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
Увлечение философией ЗОЖ — тренд XXI века. Пожалуй, еще никогда в истории человек не был так озабочен тем, сколько Омега-3 жирных кислот в его тарелке, сколько калорий он потратил на велотренажере и каковы его показатели витамина D. Люди стали более продвинутыми, однако желание контролировать свой организм до кончиков волос начинает пугать даже бывалых психотерапевтов.
Что такое биохакинг и почему тысячи людей верят, что за ним будущее? Можно ли «взломать» свой организм и обмануть веками отлаженные механизмы старения? Чем опасны методы биохакинга? Вместе с экспертами разбирался корреспондент «Росбалта».
Биохакинг — это системная оздоровительная практика по улучшению качества жизни и замедлению процессов старения. Она сочетает в себе популярные идеи современности: медицина должна быть персонализированной, человеку нужно нести ответственность за собственное здоровье, болезни надо профилактировать, а ЗОЖ решает многие проблемы.
Впрочем, последняя идея вряд ли кому-то покажется новой: правильное питание, тренировки, здоровый сон, отсутствие стрессов — эти концепты, по сути, лишь завернуты в модную инновационную обертку. Если 10 лет назад человек сверялся с часами, чтобы понять, сколько он спал, теперь у него есть смарт-часы, которые выдают аналитику каждое утро. Если раньше люди просто бегали вокруг дома по утрам, теперь они носят с собой пульсометр, а расстояние учитывает шагомер на смартфоне.
Но это так называемые «лайт-биохакеры» — а есть и по-настоящему фанатичные адепты методики. Так, о биохакинге в России бурно заговорили после публикации статьи предпринимателя Сергея Фаге «Мне 32 года, и я потратил $ 200 тыс. на биохакинг».
В материал бизнесмен включил сотни графиков с показателями своего здоровья, рассказал, как оптимизировал сон, питание и тренировки, прошел тысячи тестов и анализов и принял сотни препаратов и добавок. Все для того, чтобы улучшить настроение, повысить продуктивность и прожить по крайней мере 120 лет.
Адепты биохакинга подчеркивают: главное — системный подход и программа образа жизни строго под себя. В основе практики — дорогостоящая диагностика самых разных показателей здоровья. Человеку предлагается взять под контроль уровень витаминов, минералов и жирных кислот, основные показатели организма: гормоны, уровень холестерина, воспалительные маркеры, содержание жира и мышц и множество других. Для выявления возможных заболеваний рекомендуют прибегнуть к генетическим тестам.
Остальные направления, за которые рекомендуют «взяться всерьез» — сон, тренировки, психологические практики и косметические процедуры. Все эти практики довольно быстро опустошают любой кошелек, и можно долго рассуждать о биохакинге как новом способе обогащения мировой Фармы и огромных капиталах, которые крутятся в индустрии фитнеса, красоты и коучинга. Но что насчет главного вопроса: работает ли все это? Попробуем разобрать некоторые подходы.
Биохакеры утверждают: результаты ДНК-теста за 10-20 тысяч рублей позволяют врачам рекомендовать многие медицинские меры профилактики и ранней диагностики заболеваний — например, рака, болезни Альцгеймера и тромбофилии. В качестве примера обычно приводят Анджелину Джоли, удалившую себе молочные железы после того, как она узнала о своей генетической предрасположенности к развитию рака груди в связи с мутацией генов BRCA1 и BRCA2
Увы, оснований для оптимизма немного. Руководитель научного центра молекулярно-генетических исследований ДНКОМ Андрей Исаев скептически относится к генетическому биохакингу.
«Все генетические тесты, которые сейчас начинают предлагать в российских клиниках — это, скорее развлекательная генетика. Уровень медицинских технологий пока позволяет нам лишь найти мутацию — а генетических лекарств, способных ее пролечить, еще нет. Возможно, лет через двадцать появится генетическая терапия, которая будет лечить не заболевание, а мутацию, которая стала ее причиной. Например, нейросенсорную тугоухость», — отметил Исаев.
По его мнению, генетическое консультирование дает реальный эффект только на этапе беременности — особенно когда в семье есть люди с серьезными заболеваниями. Так, если у плода есть дефектные гены, можно сделать прерывание беременности — но, увы, никак не починить их.
«По большому счету генетические тесты — рекламная уловка. Кроме того, рассматривая какую-то патологию — например, гиперкоагуляцию или невынашивание беременности, нужно понимать, что генетика внесла в нее свой вклад только на 20%, остальные причины кроются в образе жизни человека и случайных факторах», — уверен Исаев.
Что действительно стоит сделать рутинной практикой — так это регулярное прохождение диспансеризации и медосмотров. Популярность приобретают чек-ап обследования всего организма в платных клиниках, но стоит эта процедура недешево — от 20 до 80 тыс. рублей.
Smartfood — так биохакеры называют функциональное питание, которое дает организму необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов, аминокислот и минералов. Основные принципы: знать свойства продуктов, учитывать метаболизм и особенности своего организма. Сейчас популярность набирают сервисы доставки сбалансированных завтраков, обедов и ужинов. Самостоятельно же, как правило, биохакеры пробуют исключить из рациона алкоголь, сахар, соль, красное мясо, полуфабрикаты, хлебобулочные и молочные изделия.
Но может ли еда реально замедлить процессы старения в организме? Врач-диетолог Инна Кононенко уверена, что да.
«Теломеразная теория старения подразумевает, что в нашем организме есть теломеры. Это короткий повторяющийся фрагмент негенетического материала, играющий роль биочасов для определения продолжительности жизни клетки — сколько раз она сможет размножиться до смерти. Чем короче теломера, тем быстрее мы стареем. Скорость укорочения теломер зависит от внешних факторов: экология, войны, стрессы. Но многое происходит и внутри нашего организма: например, окисление, гликирование и воспаления», — отметила диетолог.
То, как питается человек, напрямую влияет на эти внутренние разрушительные силы организма, приближающие его к старости, уверена эксперт.
«В ходе гликирования, например, происходит „карамелизация“ белков. Человек ест слишком много быстрых углеводов, сладкого, уровень глюкозы повышается, и ее молекулы соединяются с молекулами белка и образуют КПИГ-полимеры, которые откладываются в органах и тканях. Они разрушают коллаген и эластин в стенках сосудов, и мы получаем морщины, закупоренные сосуды, артрозы суставов, деменцию и катаракту — все типичные старческие заболевания», — объясняет Инна Кононенко.
Именно поэтому средиземноморская диета, как считается, профилактирует множество таких заболеваний. Основные ее составляющие: оливковое масло, овощи и фрукты, рыба, морепродукты и сыры. Рацион также влияет на появление низкоуровневого воспаления в организме, которое мы можем не замечать. Это происходит, например, если человек употребляет продукты, к которым у него есть непереносимость, и в его кишечнике нарушается микрофлора, активизируются грибковые организмы, вирусы и бактерии. Сообща они все сильнее «старят» организм. Инна Кононенко советует обязательно сдать анализ на пищевую непереносимость и при необходимости пролечить кишечник.
В то же время стоит помнить, что лучше всего усваивается еда, которую человек ест с аппетитом. А значит, загонять себя в суровые рамки, практикуя интервальное голодание и ограничивая любимые продукты не стоит — за этим последуют срыв, ночные обжорства, чувство вины и в конечном итоге — расстройство пищевого поведения.
Еще большую популярность в последнее время приобрели медицинские сервисы, работающие по принципу «сдай анализы, получи набор витаминов». Некоторые из них функционируют в телемедицинском формате: прикрепи в приложении анализ крови, специалисты посмотрят на уровень белка, тироксина, инсулина, гемоглобина и предложат тебе персонализированный витаминно-минеральный комплекс с индивидуальными дозировками.
Нутрициолог, кандидат медицинских наук Ирина Яковлева подчеркивает: так просто эта схема не работает:
«Люди любят простые решения, но биохимия так не работает. Сервис предлагает сдать анализы на 8-12 микроэлементов и витаминов, но при этом маркетологи не учитывают, что человек может недополучать те же полиненасыщенные жирные кислоты, которые нужны для стабильных клеточных мембран. И если здесь он недобрал, баланс уже нарушен».
Эксперт отмечает, что организм человека устроен намного сложнее, что, к примеру, учитывают в спортивной медицине, где врачей интересуют не дефициты веществ, а метаболические пути железа, меди, селена и марганца.
«Приведу пример: женщина лет 55 приходит в коммерческую клинику и говорит, что ее родители и близкие родственники страдают от сердечно-сосудистых заболеваний и переломов шейки бедра. Спрашивает: как я могу предотвратить развитие этих патологий? Сотрудники клиники предлагают ей сдать анализы на восемь показателей сердечно-сосудистой системы и еще на восемь — чтобы определить состояние обмена кальция. Обойдется ей это в 36 тысяч. Но узнает ли она объективную картину? Нет», — уверена Яковлева.
По ее словам, эти анализы не выявят причину проблемы, так как в медицинском центре не поинтересовались как давно у женщины менопауза и не порекомендовали ей также исследовать уровень эстрогенов и других гормонов.
«Очевидно, что метаболизм кальция нарушается в период менопаузы, так как уровень эстрогена снижается, это влияет на эндокринную систему женщины. Лучше бы ей пойти к гинекологу-эндокринологу, чтобы та посмотрела уровень эстрогена, пролактина. А если в клинике ей просто назначат пропить кальций, у нее в почках образуются кальцинаты», — объясняет нутрициолог.
Стоит ли упоминать о том, что интервальные тренировки не подходят людям с больными коленями и аритмией, а при наличии варикоза не стоит пропадать в зале с гантелями? Абонемент в спортзал давно стал атрибутом современного успешного человека, однако нагрузки не должны быть бесконтрольными, уверены эксперты.
«После 35 лет найти хорошего персонального тренера — это как отыскать хорошего врача, — отмечает фитнес-тренер Елена Таксиди. — Важна осознанность своих действий, немалую роль играет генетика человека».
Большое значение биохакеры уделяют и ментальному здоровью — некоторые даже практикуют профилактический прием антидепрессантов «для контроля настроения» — что заставляет вспомнить известную антиутопию «О дивный новый мир» с ее чудесными таблетками сомы. Поход к психотерапевту становится регулярной практикой у биохакеров, как и медитация с йогой. Но что насчет ипохондрии и расстройства поведения из-за попытки тотально контролировать свое тело?
«Современная фиксация на своем здоровье — это способ снять тревогу, — объясняет психиатр и психотерапевт Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН Наталья Медведева. — Она дает человеку чувство стабильности, ощущение, что в этом нестабильном мире он может держать под контролем хоть что-то — свое тело. Но это иллюзорный контроль, так как мы не знаем досконально, как работают системы нашего организма. Мы влияем на часть системы, не зная, как отреагирует вся она в целом, и если это происходит не под контролем врачей, такие действия опасны».
Психотерапевт отмечает, что причина зацикленности современных людей на своем здоровье объясняется попыткой отрицания факта, что рано или поздно мы все умрем. Так что в том числе это попытка взять под контроль смерть. Под таким ракурсом оказывается, что биохакинг — следствие глобального экзистенциального кризиса.
«В то же время я наблюдаю противоположные тенденции — люди бывают одержимы профилактикой, но отказываются лечить то, что действительно необходимо. Если у человека что-то болит, он находится в состоянии отрицания. Я бы рекомендовала в первую очередь обращать внимание на проблемы, реально требующие решения, а превенцией заболеваний заниматься исключительно под контролем специалистов», — отметила Медведева.
Ясно, что ломать копья по поводу биохакинга ученые будут еще немало лет, и в этой сфере наверняка появятся как качественные и доказанные методики, так и откровенно лженаучные. Очевидно и то, что каждый из нас имеет право на эксперименты с собственным организмом — как и право верить в чудодейственные лайфхаки, способные продлить нам молодость. Как и право выкладывать из своего кармана огромные суммы на то, что мы считаем нужным — будь то курс инъекций гиалуроновой кислоты, йога, медитация в обществе психолога, наборы для кетодиеты или смарт-часы. Единственный совет здесь, пожалуй — осознавать, что и зачем вы делаете, включать критическое мышление и быть в контакте со специалистами.
Анжела Новосельцева