Posted 31 марта 2021, 11:47
Published 31 марта 2021, 11:47
Modified 30 марта, 12:01
Updated 30 марта, 12:01
Закупаться впрок — любимая привычка россиян, хотя справиться со всеми продуктами семьям не удается. В результате на свалках ежегодно оказываются тонны испортившейся еды. Это не только неэтично, но и вредит окружающей среде. Выходом из ситуации мог бы стать фудшеринг. И пока горожане охотно делятся едой друг с другом, бизнесу приходится труднее — сбыть портящиеся продукты мешают административные барьеры.
Люди ежегодно выбрасывают около 17% продовольствия, производимого в мире. К таким неутешительным выводам пришли эксперты из Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в марте 2021 года. С пластиком, покрышками и другими отходами соседствует более 930 млн тонн продуктов. Основной источник беды — домохозяйства: семьи выбрасывают 11% продовольствия. Следом идут рестораны и торговые сети — 5% и 2% соответственно. Так разбит довод скептиков, что во всех бедах виноват бизнес.
Как следует из отчета, на РФ приходится 4,8 млн тонн утраченных продуктов. Каждый житель в среднем выбрасывает на помойку более 33 кг еды в год. В ЮНЕП уточнили, что степень достоверности российских данных — «средняя». На самом деле масштабы трагедии могут быть больше.
И все же страна не относится к продовольственным аутсайдерам — куда больше грешат соседи. Так, каждый гражданин Белоруссии выбрасывает 68 кг, а Украины — 76. Антилидером в Восточной Европе считается Венгрия, где на помойки уходит 94 кг продовольствия.
Может ли человечество позволить себе такие убытки — вопрос скорее этический, чем экономический. Сегодня голодают 270 млн человек — этот показатель увеличился вдвое за пандемию, заявил директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли. В ближайшие месяцы ситуация будет катастрофической, уверен эксперт. Не зря в минувшем году организацию объявили лауреатом Нобелевской премии мира.
«В странах первого мира подавляющее большинство населения превратилось в так называемый средний класс. Хотя и раньше были супербогатые и супербедные, но в целом тенденция была такова, что мы идем к исключению голода из нашей практики. Сейчас социальная дистанция снова разбегается, — доцент факультета международных отношений СПбГУ Дмитрий Ланко. — В тех же Соединенных штатах Америки пятьдесят самых богатых людей владеют таким же количеством денег, сколько беднейшая половина населения страны. Увеличивается социальная дистанция и в Старом Свете, ну а в странах третьего мира она никуда не делась».
И тем не менее одной только этикой проблема не ограничивается. Выброшенное продовольствие — еще и удар по экологии.
Как сообщили в ЮНЕП, примерно 10% парниковых газов приходится на продовольственные отходы. Их сокращение — цель устойчивого развития, заявленная ООН.
«На свалках нет подходящих условий для быстрого разложения мусора. Выбрасывая еду, мы провоцируем накопление большого количества метана в атмосфере. Он — одна из причин глобального потепления, — объяснила экоблогер, экожурналист Анна Тятте.
Универсальная рекомендация потребителям — не закупаться впрок, не заполнять корзинку и тележку до отвала. По данным крупнейшего российского аналитического центра, чаще всего на свалке оказываются хлебобулочные, макаронные изделия и мука — на эту категорию приходится 62% пищевых отходов. Следом идут картофель (15%) и молочные продукты (5%). При следующем походе в магазин стоит подумать, успеют ли домочадцы съесть лишнюю буханку или выпить йогурт до истечения срока годности.
«Исследования подтверждают, что на количество купленного влияют размеры тележек — в последние годы они увеличиваются, и это стандартный маркетинговый ход. У нас внутренняя потребность заполнять пустые пространства. Если я иду в магазин и знаю, что нужен только хлеб и сыр, я не беру с собой корзинку. Так не будет соблазна закинуть другие продукты», — рассказала Тятте.
По той же логике растут и объемы холодильников, что вынуждает потребителей тратиться на лишние продукты. По мнению эксперта, с привычкой стоит бороться — выручат, например, пустые контейнеры, чтобы заставить полки и создавать видимость заполненности.
«Важно отслеживать, сколько испорченных продуктов вы выбрасываете за неделю. Мы живем в большом городе, всегда есть возможность что-то докупить. Стоит помнить и о доставке — само по себе осознание такой опции убережет от лишних трат. Хотя ею я пользоваться не рекомендую из-за лишней упаковки и пластика», — добавила экоблогер.
Если человек все же закупил больше положенного, а срок годности товаров подходит к концу, на помощь придут вермикомпостеры — довольно редкая и трудоемкая практика, а также легкий для освоения фудшеринг.
Петербурженка Яра пять лет назад узнала о практике делиться продуктами. Тогда она выступала как «спасатель» — в этой роли человек откликается на объявление других горожан, которые хотят сбыть ненужное продовольствие.
«У меня было очень мало денег на еду, и я нуждалась в „спасенных“ продуктах. В последние годы я чаще практикую роль дарителя, поскольку финансовое положение более-менее выровнялось, и проблема „как не дать продукту испортиться“ стала актуальнее, чем „где бы достать еды“, — рассказала Яра. — Я не люблю, когда приходится ее выбрасывать. Это труд множества людей: как минимум тех, кто ее вырастил, как максимум — мой личный, если я это приготовила. А промежуточными звеньями в этой цепи выступают поставщики, логисты, мойщики, упаковщики, продавцы… Да кто угодно. И столько затрат ради того, чтобы товар попал на свалку? Сердце разрывается, когда близкие выбрасывают пригодные в пищу продукты».
Яра регулярно рассказывает знакомым о фудшеринге. Так растет число россиян, которые — осознанно или нет — спасают планету от лишних отходов. В самой популярной группе в соцсетях, где жители обеих столиц «дарят» и «спасают» еду за счет объявлений, собралось более 73 тыс. человек.
«Любой может сфотографировать продукты, которые хочет отдать, и разместить на стене сообщества. Сегодня, например, я так сделала, — рассказала экожурналист Анна Тятте. — В первые двадцать минут мне написали около двадцати человек: „Давайте я заберу, куда приехать?“ К сожалению, приходится даже многим отказывать».
Объявления размещают и представители бизнеса. Так, владельцы пекарен раздают «вчерашнюю» продукцию, которую продать не получится, а выбросить на свалку — жаль. Желающие находятся за считанные минуты. Труднее присоединиться к фудшерингу магазинам и гипермаркетам.
Российский закон устроен таким образом, что ритейлерам дешевле утилизировать продукты, чем отдавать их нуждающимся. В последнем случае налоговая нагрузка составляет до 40% цены товара. В начале 2020 года в Госдуме предложили облегчить жизнь предпринимателям, но инициатива не продвинулась дальше дискуссий. Запрещено магазинам и реализовывать вполне съедобные фрукты, овощи с повреждениями. В итоге на прилавки не поставить, а поделиться — не дозволено. Выход один — свалка.
Остается надеяться, что подсчеты ООН о выброшенных продуктах привлекут внимание депутатов к проблеме. «Необходимо снимать барьеры для бизнеса. И людям сделаете хорошо, и планету спасете», — резюмировала эксперт Анна Тятте.
Никита Строгов
«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.