Posted 15 марта 2021, 15:45
Published 15 марта 2021, 15:45
Modified 30 марта, 12:08
Updated 30 марта, 12:08
В Петербурге, Москве и других городах с 18 по 21 марта пройдет общероссийский фестиваль «День Римского-Корсакова». Зрителей ждут концерты, выставки, интеллектуальные игры и другие мероприятия, посвященные великому композитору. Программа нацелена как на знатоков творчества, так и рядовых граждан.
Об истории фестиваля, планируемых активностях, дальнейших планах организаторов и актуальном наследии музыканта рассказала художественный руководитель проекта, старший научный сотрудник Музея-квартиры Н.А. Римского-Корсакова Лидия Адэр.
— Первый раз фестиваль состоялся два года назад, в 175-летие со дня рождения Римского-Корсакова. В одном из интервью вы рассказали, что обращались к культурным учреждениям, чтобы те обратили внимание на памятную дату, но отклика не получилось. Отсюда и возникла идея взять все в свои руки и провести фестиваль. Сегодня, по прошествии времени, как вы расцениваете такое решение? Удачным ли оказался первый опыт?
— Он был очень удачным! Мы даже рады, что власти тогда широко не откликнулись — в итоге это дало толчок нашей частной инициативе. Некоторые коллеги теперь нас шутливо называют «мини-министерством культуры», которому удалось сплотить разные учреждения.
— Как тогда все прошло?
— Основной площадкой стал Петербург. Организовали концерты при участии лучших солистов города. Открыли четыре сцены: у Консерватории (у памятника Римскому-Корсакову), во дворах Капеллы, на Площади искусств и в Летнем саду. Фестиваль тогда поддержало большое число зрителей.
Опыт оказался настолько успешным, что мы решили расшириться географически, затронуть не только Петербург, но и регионы. Привлекли учреждения в Москве, Московской, Самарской, Псковской, Ленинградской, Костромской, Томской областях, в Ставропольском крае, Башкортостане и Удмуртии. На самом деле, состав участников мог быть даже больше, но пандемия сыграла роль.
— География и в самом деле солидная. Изменился ли фестиваль еще и по формату мероприятий?
— Кардинально. Помимо концертов и экскурсий организуем, например, выставки. Две из них в офлайне: в тихвинском Мемориальном доме-музее Римского-Корсакова и Музее-усадьбе композитора в Псковской области. Третья выставка — наш совместный проект с Государственным центральным театральным музеем Бахрушина и Российским национальным музеем музыки в Москве, а также двумя музеями Чайковского в Клину и Воткинске. Проект посвящен «Снегурочке» — не только за авторством Римского-Корсакова, но и Островского, Чайковского. Этакий мультимедийный формат.
— Читал программу фестиваля. Кажется, из новшеств — не только выставки?
— Состоятся оперные вечера. Московский театр «Новая опера» с 19 по 21 марта покажет «Царскую невесту» и «Снегурочку» — всего три показа. Планируются и игры, викторины, лекции… Так, в нашем петербургском музее Римского-Корсакова команды посоревнуются в формате квиза. Любой желающий может к нам присоединиться и потягаться в знаниях топонимики, культуры Петербурга. При этом не нужно быть специалистом, чтобы принять участие, так что мы ждем всех.
— Это здорово. Было бы обидно, если бы многие люди обошли фестиваль стороной. Все-таки возможна логика: «Элитарное искусство, такое не для меня, да и о композиторе не особо наслышан». Получается, не так важно быть знатоком, чтобы мероприятия пришлись по вкусу?
— Конечно, наша цель — вовлечь как можно больше людей, заинтересовать творчеством и жизнью Римского-Корсакова. Не зря филармонии сегодня преображаются и становятся центром притяжения молодежи. Кстати, в Стерлитамаке 20 марта пройдет музыкально-литературный лекторий «Музыкальные сказки морского офицера» — для семейной аудитории, взрослых с маленькими детьми. На них же рассчитан и фольклорный концерт в Летнем саду Петербурга, в продолжение масленичной темы. Представим таким образом наследие композитора, который много времени посвятил традициям народной культуры.
— Расширять аудиторию планируете и за счет онлайна?
— Обойтись без новейших технологий не получится. Уверена, в будущем интеллектуальные игры переведем также в дистанционный формат — синхронно в нескольких городах. Некоторые выставки уйдут в онлайн. Кстати, пандемия дала мощный толчок к тому, чтобы филармонии открыли виртуальные концертные залы. Наш фестиваль в этом году не исключение, обещаем трансляции и записи.
— География фестиваля и количество мероприятий, разнообразие форматов впечатляют. Первая эмоция при знакомстве с программой — восторг. Но затем начинаешь размышлять: «А как это все технически организуется?» Не хочу вдаваться в подробности, но, может быть, поделитесь впечатлениями? Наверняка сложно и изматывающе?
— И правда, усилия приложены титанические. К счастью, коллеги в регионах взяли на себя часть нагрузки, организуя мероприятия на местах. Конечно, наш петербургский музей Римского-Корсакова очень активно вовлечен, все-таки ему исполняется пятьдесят лет, и такое событие мы не могли упустить. Работаем в полную силу. Хочется, однако, вздохнуть свободно сразу после фестиваля, но мы понимаем, что не получится — нужно готовиться к следующему году прямо сейчас. Причем если в России, как правило, планы составляются за год, то за рубежом — за два-три года. И нам стоит взять подобный опыт на вооружение и также задуматься, каким будет фестиваль через несколько лет.
— А вы планируете вовлекать зарубежных коллег?
— Безусловно. Обратимся к иностранным музеям, оперным залам и филармониям. Расширяем горизонты.
— При этом «вздохнуть свободно», полагаю, не получится в том числе потому, что вашему музею исполняется полвека. Каких проектов стоит ждать зрителям уже вне мартовского фестиваля?
— Несколько лет назад мы открыли зал с мультимедийными экспонатами по творчеству Римского-Корсакова, теперь расширяем инициативу, выходим за пределы исключительно музея. Во входной зоне и на лестничном пространстве в рамках совместного с ИТМО проекта появятся два интерактивных комплекса — световые, сенсорные, музыкальные решения, растянутые на целый год. В ноябре откроем выставку «Хрупкое прошлое» с изданием альбома-каталога исторических фотографий.
В середине декабря планируем праздновать сам юбилей со дня рождения композитора. К нам присоединятся лучшие артисты мира. Среди главных гостей хотелось бы выделить сопрано Олесю Петрову. Солистка мировых оперных театров выступит вместе с петербургскими музыкантами.
— Давайте подытожим. Цель всех этих мероприятий — популяризировать наследие Римского-Корсакова, и уверен, это получится. И все-таки — для чего? Композитор остается сегодня актуальным?
— Вы задаете ключевой вопрос. Здесь мне хочется вспомнить, как родилась идея фестиваля. Когда проходил юбилей Чайковского, об этом трубили все СМИ, а концерты, посвященные великому классику, прошли на ведущих сценах России, чего не случилось в аналогичный юбилей Римского-Корсакова. Хотя значимость его наследия — неоспоримый факт, нужна постоянная актуализация. Объединив усилия на фестивале, мы показываем, насколько творчество композитора востребовано и привлекает людей самого разного возраста.
Беседовал Никита Строгов