Posted 12 февраля 2021, 16:56
Published 12 февраля 2021, 16:56
Modified 30 ноября, 06:52
Updated 30 ноября, 06:52
К середине февраля от коронавируса в России вакцинировалось порядка 1% населения. Около 2,2 млн россиян привились вакциной «Спутник V», порядка 15 тысяч — «Эпиваккороной». В соцсетях тем временем появляются жалобы: антитела после «Спутника» порой падают спустя пару месяцев, а после векторовской вакцины нередко не фиксируются вовсе.
Значит ли это, что прививка от коронавируса не защитит от заражения? От чего зависит сила и длительность иммунного ответа? Корреспондент «Росбалта» узнала у молекулярных биологов, вирусологов, инфекционистов и генетиков.
О странностях с вакцинами стало известно после того, как люди начали делиться результатами тестов на антитела. Найти их можно в Telegram-чатах «ЭпиВакКорона», Revaccination и «Вакцинация от Covid-19», где собрались от 4 до 10 тыс. человек. Некоторые привитые сомневаются в том, что вакцина защитит их от заражения. Те, кому ввели «Спутник», утверждают, что его «хватает» на пару месяцев. Так, одна из подписчиц сразу после вакцинации имела антитела на уровне 80, а спустя месяц — только 30.
«С мужем прививались 62 назад „Эпиваккороной“, антител нет», — пишет женщина. Она такая не одна: добровольцы-участники испытаний новосибирской вакцины уже написали коллективное открытое письмо Минздраву, Роспотребнадзору и другим ведомствам, в котором задали логичный вопрос — где антитела?
Отвечаем на самые острые вопросы и предположения, прозвучавшие в Telegram-чатах.
С любой вакциной есть вероятность, что иммунного ответа не будет. Начальник отдела эпиднадзора Управления Роспотребнадзора по Петербургу Ирина Чхинджерия заявила, что 5-7% людей вообще не способны вырабатывать иммунитет после вакцинации. Однако вероятность того, что у здорового и нестарого человека сформируется много антител, все же равна 99%, уверена профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона Анча Баранова.
«А вот некоторые хронические болезни могут напрямую влиять на уровень антител. Низкий иммунный ответ может быть у онкобольных, получающих иммуносупрессивную терапию, и тех, кто несколько лет назад прошел мощную химиотерапию по поводу онкозаболевания. То же касается людей, которые лечатся от артрита иммуносупрессией, или же недавно перенесли пересадку почки или печени», — подчеркивает профессор.
Экс-главврач Боткинской больницы Алексей Яковлев также отмечает, что прием гормональных препаратов преднизолонового ряда снижает эффективность прививки, из-за угнетения иммунной системы. Кроме того, есть люди с первичным иммунодефицитом, о котором они даже не подозревают. У них врожденный дефект какого-то сегмента иммунной системы, а потому они сильнее реагируют на вирусные и бактериальные инфекции.
Есть люди и со вторичным иммунодефицитом — ВИЧ-инфицированные. Эффективность прививки от коронавируса будет зависеть от успеха антиретровирусной терапии. Если уровень СД4+ клеток высокий — все отлично. Вторичный иммунодефицит также развивается с возрастом — иммунная система стареет.
С гепатитом В и С вакцинироваться скорее можно, чем нельзя. Аденовирус, хоть и дает нагрузку на печень, вряд ли усилит предрасположенностьк фиброзу», — уверена Анча Баранова. Что касается аутоиммунных заболеваний — прививаться можно после консультации с врачом, который определит, есть обострение или нет.
Анча Баранова уверена, что перед вакцинированием не стоит принимать антигистаминные препараты, даже если у вас бывает аллергия. Лучше взять лекарство с собой и выпить его, если вдруг будет реакция после прививки. Иначе иммунный ответ может быть снижен. Что касается алкоголя, сильно повлиять на формирование иммунитета он сможет вряд ли, бокал шампанского снизит продукцию на пару единиц. Конечно, если речь идет именно о «бокале шампанского», а не о бытовом пьянстве.
Не стоит увлекаться и жаропонижающими, типа «Ибупрофена» — он может снижать размах антительного ответа, если принять его сразу после прививки. По словам эксперта, лучше температуру до 38 градусов перетерпеть и пить лекарство, только если вам действительно плохо. В этом случае, опять же, несколькими единицами иммуноглобулина можно и пожертвовать — ведь температура тоже неполезна, особенно для пожилых.
Стоит помнить, что в период острой инфекции прививки противопоказаны. Так, если на губе выскочил герпес, лучше подождать неделю, если появился насморк — тоже. А вдруг это не простая простуда, а аденовирус? Вряд ли человечество будет благодарно вам за создание нового рекомбинированного штамма. Кроме того, и нагрузка на ваш организм возрастет — ему придется бороться не только с имеющейся инфекцией, но и со слегканейротоксичным белком коронавируса.
В случае с российскими — нет. Пептидная вакцина «Эпиваккорона» хранится при температуре от +2 до +8, и представить, что условия хранения нарушаются, трудно. По поводу аденовирусной вакцины «Спутник» сначала заявлялась низкая температура -20, а потом было разрешено хранить при +4. Но это означает лишь то, что были проведены дополнительные исследования, доказывающие, что вакцина остается стабильной, об этом же утверждается и в статье международного журнала The Lancet.
В Центре Гамалеи заявляют, что длительность иммунитета от аденовирусной вакцины «Спутник V» — не менее двух лет. Пептидная вакцина«Эпиваккорона», как утверждают в «Векторе», защищает минимум на полгода. Но все не так однозначно.
Так, Алексей Яковлев уверен, что прививочный иммунитет по силе никогда не сравнится с естественным.
«Если вы переболели коронавирусом, иммунитет будет сильнее, чем если бы вы привились. Об этом говорил еще советский эпидемиолог Лев Громашевский, описывая борьбу с различными инфекциями. Обычно иммунитет бывает сильнее, если человек переболел в средней или тяжелой форме. А если течение инфекции было легким, то и иммунитет будет слабеньким», — отметил врач.
Вопрос о длительности иммунитета, однажды столкнувшегося с Covid-19 или прививкой, остается дискуссионным. Так, в практике Яковлева был 70-летний пациент, который за два месяца переболел два раза. Есть случаи трехкратных заражений в течение полугода.
«У одного и через восемь месяцев высокие антитела, у другого через три месяца их уже нет, — отмечает профессор-вирусолог, бывший сотрудник „Вектора“ Александр Чепурнов. — Знаю случай, когда 82-летняя бабушка заразила коронавирусом всю семью, а сама легче всех перенесла болезнь. Возможно, она болела когда-то сезонными коронавирусными инфекциями. Имеет значение и качество иммунной системы — она должна быть сильной, но не слишком, все мы знаем про цитокиновый шторм во время болезни, когда иммунитет атакует собственные легкие».
Руководитель научного центра молекулярно-генетических исследований ДНКОМ Андрей Исаев вместе с коллегами из первой инфекционной больницы Москвы изучали иммунитет переболевших коронавирусом с апреля по август.
«По нашим данным, антиковидные циркулирующие антитела держатся примерно полгода. Но иммунитет может сохраняться на более долгое время, если произошла его реактивация: переболевшие вступили в контакт с зараженным и их B-лимфоциты стали выбрасывать новые партии антител. А если, образно говоря, на зиму уехать в сибирскую тайгу и не видеть никого, кроме белок, антитела «развалятся», — отметил Исаев.
Анча Баранова уверена, что прямой корреляции иммунного ответа с уровнем антител нет. Однако тестироваться можно «для себя», чтобы примерно понимать, как быстро падает ваша защита. Что касается ее уровня — по словам Исаева, нельзя утверждать, что при уровне антител 20 она будет лучше, чем при 1,1 — это минимальный значимый показатель, который фиксируется у привитых «Спутником» через несколько месяцев. Однако стоит помнить, что существуют разные виды тест-систем, которые «улавливают» различное количество антител. Для достоверности, лучше выбрать для себя одну.
Что касается «Эпиваккороны», она буквально вгоняет экспертов в ступор. Проверять наличие антител в ближайшей коммерческой клинике — бессмысленная трата денег, так как традиционные тест-системы их не фиксируют.
«Это всех специалистов смущает. Но якобы собственная тест-система „Роспотребнадзора“ показывает 100% иммунологическую эффективность», — отмечает Чепурнов и добавляет, что лично проверял больше 20 сывороток после вакцинации «ЭпиВакКороной» на нейтрализующие антитела — и их не было. О том же говорит Андрей Исаев, исследовавший сыворотки пациентов, привившихся пептидной вакциной:
«Несколько недель назад мы получили биоматериал военных — проверяли их на антитела реагентами пяти производителей. Ни один тест не показал наличие антител. Тест-системой „Роспотребнадзора“ не могут воспользоваться сторонние эксперты, а значит никто, кроме них не может ни подтвердить, ни опровергнуть эффективность вакцины. Но я допускаю мысль, что есть кусочки антигенов со специфическими антителами, которые не „ловятся“ обычными полноформатными тест-системами».
В самом «Векторе» объяснили, что вакцинация пептидными антигенами дает меньшее разнообразие антител, но нейтрализующими свойствами они обладают. А еще она не гарантирует защиты от заражения, но позволяет снизить вирусную нагрузку и избежать развития тяжелой болезни.
Как бы то ни было, стоит помнить, что в мире нет еще ни одной разрешенной к использованию пептидной вакцины. Единицы дошли до третьей фазы исследований, но ни одна из них так и не была выпущена на рынок. А крайняя непрозрачность работы над этой новинкой еще больше смущает экспертов.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявляла, что даже если титр антител к коронавирусу у человека падает, это еще не значит, что он не защищен, так как у него сохраняются клетки памяти об иммунитете, которые при необходимости могут начать выработку антител снова.
Андрей Исаев также уверен, что помимо антител, в организме человека есть и Т-клетки памяти, и B-клеточный иммунитет. Они ждут своего часа в лимфоузлах, селезенке и других органах лимфоидной системы, и в случае нового контакта с коронавирусом активируются и выбрасывают новую порцию антител.
«Это подтверждается на практике: у 3-5% переболевших пациентов совсем не вырабатывались антитела к коронавирусу. Тогда наши коллеги из института гематологии Минздрава РФ обратили внимание, что у доли пациентов иммунитет к ковиду достигается при нулевых антителах за счет Т-клеточных механизмов — это т-лимфоциты, которые убивают клетки с вирусом. Вот у таких людей после прививки, вероятно, антител не будет», — отметил Исаев.
Увы, этот т-клеточный иммунитет, по словам Алексея Яковлева, померить крайне сложно, так как даже лабораторные тесты интерпретируются с проблемами, и среди них много ложноположительных и ложноотрицательных. Большинство данных о нем в отношении вакцин от коронавируса получены из исследований мышей и крыс.
«Если бы этот иммунитет был таким мощным, люди не болели бы коронавирусом по три раза, — подчеркнул инфекционист. — Он участвует, конечно, в иммунном ответе, но насколько существенна его роль, неясно».
Анча Баранова уверена: если по «Эпиваккороне» нет антител даже по тест-системе от «Вектора», то стоит все же привиться «Спутником». Если их снова нет, надо исследовать состояние своей иммунной системы — это важный звоночек. Можно подождать вакцину, над которой работает Научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов имени Чумакова. Это традиционная «убитая» вакцина, которая дает организму иммунологический «портрет» возбудителя, и его можно вводить многократно по мере ослабления иммунитета. Яковлев отмечает, что с такими вакцинами человечество раньше работало, и они более предсказуемы.
Гендиректор центра имени Гамалеи Александр Гинцбург также заявлял, что в некоторых случаях нужна повторная вакцинация препаратом «Спутник V». Если у человека не выработались антитела после введения второго компонента, можно вакцинироваться повторно еще раз через три недели.
Итак, чем прививаться и прививаться ли вообще — выбор каждого. Пока о реальной эффективности вакцин говорить преждевременно: все мы — участники одного большого эксперимента. И, увы, эксперты отмечают: если вакцинация в России будет идти теми темпами, что сейчас, из пандемии мы выйдем нескоро.
«Чтобы был эффект, необходима одномоментная вакцинация населения и соблюдение жесткого карантина в это время. Иммунитет у первых привитых скоро закончится, а следующие начнут подхватывать уже новые штаммы коронавируса. Иными словами, популяционный иммунитет в таких условиях мы можем получить только от переболевших», — подвел грустный итог Алексей Яковлев.
Анжела Новосельцева