Posted 3 февраля 2021, 13:56
Published 3 февраля 2021, 13:56
Modified 30 марта, 12:25
Updated 30 марта, 12:25
С 30 января Смольный отменил 70% действовавших в январе антиковидных ограничений, но демонстративно сохранил запрет на работу фудкортов и детских площадок в торговых центрах. Не помогло даже сделанное представителями ТРК и рестораторами заманчивое предложение открыть на своих площадях мобильные пункты вакцинации.
Демонстративным решение Смольного можно считать хотя бы потому, что еще полторы недели назад к губернатору Александру Беглову обратились с письмом участники представительного круглого стола «Ресторанный бизнес в ТРК: между жизнью и смертью», организованного MarketMedia. В небольшом зале отеля Helvetia собрались владельцы торговых комплексов Петербурга и собственники расположенных в них заведений общепита, которые в связи с эпидемиологической ситуацией были закрыты еще осенью.
Гастрономическому разнообразию участников — от «Британских пекарен», «Буше», Chou Do, Carl’s Jr., «Синнабон», «Бюро», Subway, «Вкусновицы», «Чайханы Пахвалы» и «Теремка» до FireWok cafe, Californication,«Евразии» и китайского бистро Hagao — мог бы позавидовать и немаленький ресторанный фестиваль. Если бы, конечно, в эти тяжелые времена нам было до фестивалей…
География самих ТРК тоже не подкачала: здесь были как центральные «Галерея», «Пассаж» и «Невский центр», так расположенные чуть дальше ТРК «Лето» и объединяющая несколько центров Fort Group. Но независимо от местоположения и гастрономического профиля фудкортов, проблемы, возникшие у представителей этого бизнеса, оказались настолько схожи, что заставили забыть как конкуренцию между собой, так и не всегда безоблачные отношения «арендатор-арендодатель».
История с закрытыми вот уже который месяц фудкортами абсурдна и непонятна. И если осенью, в связи с резким ростом заболеваемости, решение об их закрытии имело хоть какое-то логическое объяснение, то сейчас, по мере уменьшения количества заражений и снятия ограничений для театров, музеев и ресторанов, упорное нежелание решить эту проблему начинает выглядеть как что-то личное.
Судите сами. В городе сняты практически все ограничения: открыты рестораны и кафе, работает общепит на рынках. Магазины в торговых центрах открыты, и количество покупателей в них никак не регулируется. В городе ни на день не закрывались ни метро, ни другой общественный транспорт. В школы и институты вернулось очное обучение.
А вот общепит в ТРК — если у заведения нет отдельного входа — по-прежнему запрещен. При этом кафе в ТРК могут торговать выпечкой и сладостями — но продавать кофе на вынос не могут, хотя расположенный рядом продовольственный магазин это делает.
Особенно абсурдно выглядит тот факт, что в расположенных буквально в нескольких сотнях метров от города ТРК областного подчинения — «Мега» и IKEA — фудкорты работают, причем посещают их одни и те же жители Петербурга. Ну а в Москве ТРК не закрывались вообще.
Речь идет о почти 1000 заведений общепита, в которых работает несколько тысяч человек. Все эти заведения исправно платят налоги, не говоря уже о том, что во многих спальных районах они являются чуть ли не единственными точками качественного питания. Потери бизнеса за время закрытия фудкортов подсчитать невозможно, только у «Теремка», по словам его Генерального директора Виталия Свидовского, составили более 1 млрд рублей.
Максим Левченко, управляющий партнер компании Fort Group, владеющей десятью ТРК в Петербурге и пятью в Москве, предложил использовать в Санкт-Петербурге московский опыт по организации на территории ТРК мобильных прививочных пунктов — в надежде, что это поможет выйти из тупика, в котором шоппинг-моллы города оказались в связи с закрытием фудкортов и фудхоллов.
«Мы хотим привлечь внимание городских властей и Роспотребнадзора к необходимости проведения более быстрой и качественной вакцинации. Можем открыть у себя мобильные прививочные пункты, чтобы упростить доступ людей к вакцине», — сказал Левченко. Эти предложения, а также обеспокоенность представителей пострадавшего бизнеса, были подробно изложены в письме на имя губернатора.
Ответ об отмене большей части антиковидных ограничений не заставил себя ждать — вот только фудкортов и фудхоллов он опять не коснулся. По словам замглавы комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга Александра Ситова, фудкорты серьезно меняют проходимость моллов и структуру посещения в сторону увеличения. Благодаря их закрытию покупатели проводят меньше времени в торговых центрах, сглаживаются вечерние пики. «Фудкорты — самый проходимый объект общественного питания, соответственно, с возможностью переносить коронавирусную инфекцию».
Сколько еще должен потерять общепит в ТРК, чтобы о нем вспомнили? Останется ли он жив к концу февраля — или хроника снятия антивирусных ограничений превратится в хронику его объявленной смерти?