Posted 9 октября 2020, 15:23
Published 9 октября 2020, 15:23
Modified 30 марта, 13:13
Updated 30 марта, 13:13
Всебелорусское народное собрание, выборы которого Александр Лукашенко недавно собрался провести для обсуждения изменений в Конституцию, это декоративный институт, который ничего не решает. Такое мнение корреспонденту «Росбалта» высказал кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве Санкт-Петербургского государственного университета Евгений Трещенков.
«Всебелорусское народное собрание проводится раз в пять лет с 1996 года и провозглашается этакой формой „прямого народовластия“, когда президент и правительство якобы напрямую получают от белорусского народа своеобразный „наказ“. Однако состав и повестку заседаний определяют власти. Обычно на собраниях обсуждаются пятилетние планы социально-экономического развития Беларуси, которые потом реализует правительство. Фактически эти планы оно и разрабатывает», — объяснил эксперт.
По его словам, делегаты таких собраний отбираются тщательно. «Выборы» организуются представителями власти на местах и носят чисто формальный характер, главный критерий попадания в список — лояльность.
«В основном это представители белорусской номенклатуры, руководители бюджетных организаций и деятели культуры, науки и образования, слегка разреженные рядовыми представителями различных отраслей народного хозяйства и бюджетниками. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в 2016 году Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, Всебелорусское народное собрание как „спектакль, который власть разыгрывает перед обществом“, охарактеризовали почти 50% опрошенных. У меня почти нет сомнений в том, что и нынешнее Всебелорусское собрание задумывается в той же логике», — отметил Евгений Трещенков.
По его мнению, решение санкционировать в таких декорациях работу над изменением белорусской Конституции вполне в духе Лукашенко образца 90-х годов, однако это не выход из политического кризиса
«Белорусские власти решили сохранить за собой контроль над процессом изменения Конституции страны. Анонсированный сбор предложений по конституционной реформе от населения через депутатов нижней палаты белорусского парламента также ничего концептуально не меняет. Что касается содержания поправок, оно не разглашается», — подчеркнул эксперт.
Он отметил, что обсуждается перераспределение полномочий от президента в пользу других институтов — прежде всего, Национального собрания (парламента) и Совета министров. Однако серьезно полномочия президента никто урезать не намерен.
«Полномочия перераспределяются внутри бюрократической машины, а не в пользу демократического контроля извне. И не в пользу независимости судебной или законодательной ветвей власти. Возможно, чуть больше свободы, но с сохранением подчинения правительству, получат руководители областей и районов. Также обсуждается идея проводить выборы в нижнюю палату парламента по смешанной системе, в том числе по партийным спискам. Но и этот шаг для Лукашенко сложный, учитывая, что он никогда не доверял политическим партиям, даже пропрезидентским. Высказываются мысли и о том, что в Конституции могут зарезервировать какую-либо новую должность для Лукашенко. Но, как мне представляется, для властей это самый крайний вариант», — высказал свое мнение эксперт.
Резюмируя, Трещенков отметил, что положение нынешнего белорусского руководителя укрепилось, хотя в контексте событий августа 2020 года любые такие укрепления ненадежны.