Posted 1 октября 2020, 16:37
Published 1 октября 2020, 16:37
Modified 30 марта, 13:16
Updated 30 марта, 13:16
Лето кончилось, а с ним ушли и слабые надежды на окончание пандемии. Во многих странах вновь регистрируют вспышки коронавируса. Кажется, новые ограничения неизбежны, но к жесткому сценарию прибегают не везде: слишком велики опасения, что экономика может не выдержать, к тому же многие граждане готовы выходить на протесты, отстаивая свободу передвижения.
Разбираемся, в каких государствах говорят о второй волне пандемии и как на это реагируют власти.
Америка остается лидером по числу зараженных граждан и летальных исходов. С начала пандемии в Штатах зарегистрировали почти 7,5 млн случаев COVID-19, умерли более 200 тыс. человек. Каждый день выявляют по 30-40 тыс. инфицированных. На вторую волну это, однако, не похоже. Летний всплеск к сентябрю стабилизировался.
Ограничения пока вводят локально, поскольку вспышки фиксируют в отдельных штатах. Например, резко увеличилась заболеваемость во Флориде. Причиной назвали открывшиеся недавно бары, в которые тут же нахлынули местные жители.
Ситуация с коронавирусом пока может повлиять и на итоги президентских выборов, запланированных на ноябрь. Действующего главу государства Дональда Трампа критикуют за ковид-диссидентство в начале пандемии.
Весна для королевства выдалась тяжелой, и выдохнуть страна смогла только в начале лета. Тогда, в июне, регистрировали по 200-300 новых случаев инфекции в сутки. В июле цифры резко поползли вверх: от 875 новых пациентов в середине месяца до более 3 тыс. к 31 июля. К концу сентября ежедневно фиксируют показатели в четыре раза больше. Всего же число зараженных достигло 758 тыс. человек.
Власти ожидаемо вновь прибегли к жестким ограничениям. Так, на Ибице ввели запрет на массовые вечеринки и ночную работу баров. С 21 сентября в Мадриде все растораны закрываются в 22:00. А в жителям некоторых районовстолицы, где особенно тяжелая ситуация с заболеваемостью коронавирусом, и вовсе можно ходить только на работу, учебу и к врачу. В итоге спустя неделю на улицы вышли протестующие, которые назвали новые меры попыткой сегрегации.
Пока другие страны размышляют над новыми ограничениями, в Израиле пошли по жесткому сценарию. С 18 сентября в стране ввели карантинные меры на три недели: закрыты школы, детские сады, общепит, гостиницы. Свобода передвижения сузилась до 500 метров от дома, массовые собрания ограничены. Парламент разрешил правительству пресекать протесты в период режима изоляции.
Понять израильских чиновников можно. Если весеннюю пандемию республика пережила неплохо, не более 300 случаев ежедневно, то с июля цифры резко поползли вверх. К концу лета регистрировали по 2 тыс. зараженных, а уже через месяц в 3-4 раза больше. Всего с начала пандемии заболели почти 250 тыс. человек.
Чехия считается одной из наименее пострадавших от коронавируса стран. В разгар пандемии в апреле фиксировали 100-200 случаев ежедневно, причем к маю ситуация стабилизировалась до 40-50 зараженных. Заметный скачок произошел к концу лета — началу осени: от 300-400 «суточных» пациентов в августе до почти 3 тыс. 25 сентября. Спустя неделю ситуация остается почти такой же. Всего переболели 70 тыс. человек
Власти уверяют, что не пойдут на ограничения по жесткому весеннему сценарию. Границы, например, оставят открытыми. Это, впрочем, не отменяет запрета массовых мероприятий свыше десяти участников и обязательное ношение масок и перчаток. Спортивные турниры пройдут снова без зрителей. Новые меры чиновники назвали чрезвычайным положением, и продлится оно месяц. Местные газеты с оглядкой на ситуацию в Израиле выходят под заголовками: «Не стоим ли мы на пороге второго локдауна?».
Родина коронавируса восстанавливается после зимне-весеннего удара и справляется весьма успешно. Ни о какой второй волне в Поднебесной говорить не приходится: здесь еще в мае регистрировали до 10 ежедневных случаев COVID-19, и сегодня ситуация почти такая же.
Для сравнения, 11 апреля в Китае зарегистрировали 82 тыс. случаев инфекции, а спустя почти полгода прирост составил всего 3,5 тыс. зараженных, новых ограничений пока ждать не приходится.
С середины лета заболеваемость в ФРГ медленно, но растет: от 350 случаев 15 июля до почти 2 тыс. в конце сентября. Ситуация пока не предвещает второй волны, однако вспышки регистрируют в отдельных регионах, например на альпийском курорте Гармиш-Партенкирхен. Проживающая там гражданка США вернулась из отпуска в Греции, вышла на работу в гостиницу и посетила несколько баров. Итог — более 50 инфицированных, закрытие на курорте питейных заведений в 22:00 и запрет на встречи более пяти человек.
На фоне экономического кризиса чиновники заявляют, что тотального локдауна лучше избежать, однако полностью от ограничений отказываться не стоит. Так, если в каких-то населенных пунктах регистрируют более 35-50 инфицированных на 100 тыс. населения, ужесточаются требования по массовым мероприятиям. Пока что канцлер Ангела Меркель прогнозирует более 19 тыс. зараженных в день к Рождеству. Всего в стране выявили более 292 тыс. случаев COVID-19.
На сентябрь в стране приходится более 41% случаев коронавируса, выявленных за весь период пандемии. Каждый день в Индии регистрируют более 80 тыс. зараженных, всего же их число достигло 6,3 млн при почти 100 тыс. летальных исходов. Объяснять такую картину второй волной нельзя: весной густонаселенное государство не входило в список наиболее пострадавших от COVID-19.
Эксперты связывают прирост статистики с ослаблением ограничений, на которые пошли ради спасения экономики. Сохраняются многие запреты, например на работу кинотеатров, театров, бассейнов и массовые мероприятия в Дели. Закрытыми до сих пор остаются учебные заведения.
Тем временем в России зарегистрировали более 1,1 млн случаев коронавируса, умерли 20 тыс. человек. «Вторая волна» в речах чиновников не звучит, хотя статистика наглядно показывает прирост суточного числа заболевших с конца августа: от 5 до 9 тыс. зараженных. На этом фоне ходят слухи о скором закрытии учебных заведений, отдельные коллективы в школах и вузах переводят на дистанционку, стационары перепрофилируют под COVID-19, пожилых в столице вновь просят оставаться дома, а в общественном транспорте активнее следят за соблюдением масочного режима.
Но в одном эксперты уверены: нового локдауна российская экономика не выдержит.
Никита Строгов