Posted 16 сентября 2020, 15:42
Published 16 сентября 2020, 15:42
Modified 30 марта, 13:22
Updated 30 марта, 13:22
«Значительная часть граждан уверена, что выборы выиграла Светлана Тихановская. Но кроме того, что фальсификации в пользу действующего руководителя страны были массовыми, и что объявленные белорусской избирательной комиссией результаты не соответствуют действительности, мы других глобальных выводов по ситуации делать не можем. Никто не знает реальных результатов выборов и того, сколько в действительности процентов голосов получила Тихановская. Это до определенной степени ослабляет такие ее заявления как предложение „гарантий безопасности“ для Лукашенко. Непонятно, в каком статусе она их предлагает и сможет ли обеспечить», — отметил политолог.
По его словам, после российской поддержки, оказанной по трем направлениям — политическое признание, военно-политические гарантии и финансы — Александр Лукашенко чувствует себя более уверенно, чем месяц назад. Об этом говорят и действия белорусских властей в отношении представителей протеста — от давления на трудовые коллективы до преследования отдельных лидеров вроде Марии Колесниковой.
«Таким образом, серьезно размышлять над предложением Тихановской не стоит. Наверное, более интересно звучали бы ее предложения гарантий для белорусской правящей элиты. Тем не менее, любые серьезные ошибки Минска и попытки „задушить“ общественное недовольство старыми способами, могут в будущем сделать вопрос гарантий снова актуальным. Логичным выглядит и тезис Тихановской о том, что любые соглашения, которые сейчас заключает Лукашенко, в будущем могут быть оспорены. Учитывая проблемы с легитимностью последнего, думаю, такой поворот очевиден», — заявил Евгений Трещенков.
Эксперт отметил, что среди сторонников Тихановской предложение «гарантировать Лукашенко безопасность и даже больше» может быть воспринято не очень позитивно и ударить по репутации лидера протестов.
«Прибавка „и даже больше“ самой Тихановской расшифрована не была. Можно только догадываться, что имелось в виду. Это могут быть и финансовые аспекты, и гарантии окружению белорусского руководителя, — предположил политолог. — Что касается „мирного ухода“ Лукашенко с поста руководителя Беларуси, то есть сомнения относительно его готовности к такому сценарию. Ни сейчас, ни в случае, если ситуация для него обострится. Изменить это может только совокупность факторов, среди которых российский — принципиально важный».
Теоретически, по мнению эксперта, Россия могла бы попытаться настоять на конституционной реформе в Белоруссии для того, чтобы обеспечить некоторую преемственность нынешнего режима после ухода Лукашенко с теми самыми «гарантиями безопасности» для последнего. Но нужно ли это Москве — вопрос, резюмировал политолог.