Posted 16 сентября 2020, 14:53
Published 16 сентября 2020, 14:53
Modified 30 марта, 13:22
Updated 30 марта, 13:22
Первые две недели учебы прошли в жестких условиях, добавив учителям и родителям немало головной боли. Запреты не всегда спасают, и коронавирус уже пробрался в некоторые школы. На фоне этого слухи о скором переходе на дистанционку только крепнут.
Как пандемия отразилась на образовательном процессе и что по этому поводу думают все заинтересованные стороны?
С начала сентября в Петербурге резко выросла заболеваемость коронавирусом. Каждый день регистрируют более 200 зараженных, что сравнимо с весенними показателями. Прогнозы о второй волне пандемии оправдываются, но школы этой осенью пока решено не закрывать на дистанционку. Понять можно: весенний эксперимент показал себя не лучшим образом. Страдали все: и родители, и учителя, и дети.
К началу нового учебного года чиновники подготовили очередные ограничения. На входе в школы измеряют температуру, стоят санитайзеры, потоки учеников развели, и в идеале классы не должны пересекаться между собой. О каждом пропуске занятий приходится отчитываться. Так школьные администрации борются с COVID-19, но справляются не всегда.
«На сегодняшний день у нас порядка десяти образовательных учреждений, в которых имеются единичные случаи заноса коронавирусной инфекции», — рассказала еще 8 сентября начальник отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Петербургу Ирина Чхинджерия.
По ее словам, на онлайн-режим детей не переводили, поскольку угрозы распространения заболевания нет. Представитель контрольного ведомства, по-видимому, поторопилась с выводами.
На сегодня известно о нескольких учебных заведениях в Петербурге, где выявили учеников с COVID-19 либо с подозрением на инфекционные заболевания. Речь идет, например, о лицее № 554, гимназии № 295, школах № 371 и № 525. На дистанционку переводили отдельных воспитанников, иногда классы, но не учреждения полностью. На радикальные меры решились только в городе Кириши в Ленобласти, где закрыли МОУ «Гимназия» для всех обучающихся. Официальная версия — грипп и ОРВИ. Затем Роспотребнадзор все-таки признал, что в деле замешан коронавирус.
«Мера носит временный характер и исключительно в интересах здоровья детей и личного состава», — объяснили в учреждении.
Интересы детей и преподавателей — под таким лозунгом чиновники объявили новый учебный год. Чаяния родителей в официальных заявлениях упоминаются реже.
«У меня три дочери: в девятом, пятом и втором классах. Старшая начинает учиться с восьми утра, а средняя и младшая — с девяти, хотя изначально и их планировалось развести. Таким образом, я отвожу дочерей два раза. С учетом того, что уроки заканчиваются в разное время, приходится совершать до четырех визитов в день», — рассказывает политолог Анна Хмелева.
По ее словам, ограничения усложнили жизнь родителям, причем ценность принятых мер сомнительна.
«Да, детей пускают в школу с разных входов, измеряется температура, сидят они в отдельных кабинетах, на перемены не выходят. Но ведь это формальность, профанация. Внутри они все равно пересекаются: в раздевалках, в столовых, со взрослыми. Я не уверена, что эти меры способны уберечь от вспышки заболеваемости», — отметила собеседница.
В действенность мер не верят и другие опрошенные корреспондентом родители. Так, петербурженка Елена рассказала об организации питания в одной из школ. Учащимся с 5 по 11 классы выделили на перекус в столовой одну перемену на 15 минут. Успевают, само собой, не все.
«Поэтому дети ходят, когда получится, никто это не контролирует. Кстати, утром за временем прихода в школы тоже никто не следит», — объясняет она.
На фоне пандемии встал вопрос и о еде в контейнерах, которые берут с собой школьники. Как выяснил корреспондент «Росбалта», по меньшей мере в двух учебных заведениях Петербурга установлен запрет на ланчбоксы: довольствоваться приходится только ассортиментом в столовых. В городском Роспотребнадзоре ограничения объяснили заботой о детях. Учителя якобы не могут контролировать содержимое контейнеров — вдруг там просрочка или инфекция. Такие локальные правила на поверку оказываются незаконными.
«Все понимают, что меры в школах приняты для галочки. В действительности учебные заведения живут обычной жизнью», — отмечает петербурженка.
Изменения коснулись, по-видимому, и медучреждений. Сын Елены простудился. За посещаемостью детей в школах теперь строго следят, так что для возвращения в класс необходима справка от врача.
«Сначала звонили в поликлинику, чтобы вызвать врача на дом. Полтора часа провисели в режиме ожидания, затем связь и вовсе прервалась. Поскольку температуры у ребенка нет, решили лечиться сами и в конце недели прийти к педиатру на выписку. Однако талонов к участковому врачу не оказалось. Поинтересовались в регистратуре, можно ли обратиться за справкой к врачу с другого участка. Нам ответили — если есть номерки, берите. Но номерков нет ни к кому», — отметила собеседница.
Свободных талонов не было ни на эту неделю, ни на следующую: в период эпидемий всем нужен терапевт. Пришлось записать ребенка на прием в платный медцентр, чтобы он мог вернуться к учебе — другого выхода не было.
Ненадежность принятых мер повышает тревожность граждан. Минпросвещения разрешило обеспокоенным родителям переводить детей на дистанционное обучение. Понадобится заявление в школу.
«Несколько моих близких знакомых воспользовались этой опцией. Как правило, это связано с наличием в их семье пожилых и других родственников из группы риска», — рассказала Анна Хмелева.
Обеспокоенных отцов и матерей понять можно, соглашаются учителя. И все-таки на последних накладывается двойная нагрузка: учить одновременно одних детей очно, а других — дистанционно.
«Родители правы, когда хотят оставить детей дома. Но и педагог тоже физически не справится в одиночку. Как мне представляется, оптимальный вариант, чтобы школа имела запасной вариант с учителями-заместителями, что-то типа дистанционного отделения, которое можно развернуть в любой момент. Однако из-за дефицита кадров это затруднительно. Возможно, в качестве альтернативы стоит организовать тьюторскую помощь. Педагог дает указание, а тьютор помогает детям удаленно. Привлечь для этого, например, студентов. То есть на самом деле какой-то вариант можно придумать, это вопрос желания», — отметила сопредседатель «Профсоюза учителей» Марина Балуева.
По ее словам, рисками дистанционки проблемы не ограничиваются. На педагогов взвалили организацию выборов 11–13 сентября в некоторых регионах, а также проведение всероссийских проверочных работ, перенесенных с весны из-за пандемии. Последние, по словам собеседницы, можно было бы и отложить.
Факт повышенной нагрузки подтверждают и другие опрошенные корреспондентом педагоги. Так, учительница истории и обществознания Екатерина подтвердила, что привычный учебный процесс нарушен.
«Все мы, конечно, бурчим. У классов разное расписание, приходится ходить по кабинетам. Перерывы между уроками распределены неравномерно. Дети ограничения не соблюдают. Если они захотят пересечься друг с другом, они это сделают. Мы не можем это контролировать», — отметила Екатерина.
Если сравнивать с весенней ситуацией, к новому учебному году в школах установилось относительное единодушие. Никто никого не обвиняет, согласны все: новые меры против коронавируса неэффективны, но необходимы.
«Власть хотела пойти по китайской модели локдауна, но отказалась. При этом мы не избрали либеральную шведскую модель. У нас в стране получился какой-то гибрид, мы где-то посередине. Текущие ограничения, конечно, ни на что не влияют, вызывают много вопросов, но это меньшее зло, — отмечает Хмелева. — Выход, конечно, есть — дистанционное обучение. Но мы его не выдержим».
По словам собеседницы, многим родителям не с кем оставить детей, разрываться между семьей и работой не получится, как это было весной.
«Возможно, если бы объявили очередной режим нерабочих дней в стране, мы бы справились с дистанционкой. Но как? Хотя бы месяц такого простоя — огромный ущерб для экономики. Надеюсь, этого не случится. Пусть остается все как есть», — отметила она.
К такому же мнению пришли и педагоги. Несмотря на возросшую нагрузку, отменять действующие, пусть и плохо работающие запреты не вариант: это безответственно по отношению к детям. При этом и дистанционка не выход из ситуации, считает Екатерина.
«Онлайн-образование щадит разве что студентов, но этот режим не подходит для среднего звена. Не у всех дома есть интернет, компьютеры. Первоклассники еще и не учились толком. Родителям придется усиленно подключиться к процессу. Как они это совместят с работой? Без личного контакта с детьми мы утратим связь. Дети спишут домашние задания из решебников, а знаний никаких», — подытожила учительница.
Впрочем, она уверена: если заболеваемость в стране увеличится, школы закроют. Как в этом случае справятся дети, родители и педагоги, пока неясно. Весенний эксперимент обернулся катастрофой.
Никита Строгов