Posted 10 сентября 2020, 17:37
Published 10 сентября 2020, 17:37
Modified 30 марта, 13:24
Updated 30 марта, 13:24
В Москве, Петербурге и других городах растет заболеваемость коронавирусом нового типа. Специалисты говорят о скором начале второй волны. Между тем в период летнего относительного затишья удалось решить не все проблемы. В частности, продолжается неразбериха с тестированием на COVID-19.
Выясняем, какие методики эффективны, как сдать анализ, почему это нелегко на практике, а зарубежный опыт не панацея.
По технологии полимеразной цепной реакции — ПЦР-диагностика. Инфекцию выявляют за счет забора генетического материала у пациента. Понадобятся мазок из носа или носоглотки, исследование на специальном оборудовании, привлекается обученный персонал. Затем пациентов тестируют повторно, чтобы исключить ошибку.
Как отмечают эксперты, это самый точный и надежный метод из имеющихся. Так, например, считает заведующая лабораторией в Институте экспериментальной медицины Лариса Шатилина, работавшая с ПЦР-диагностикой.
«Исследование однозначно показывает, есть вирус или нет. При этом анализ проводят при очень строгих условиях, в отдельных боксах, не допускается наличие другой бактериальной флоры, так что ошибка исключена», — отметила биолог.
Да, мнение Шатилиной разделили бы не все. Сомнениями в научной статье поделились сотрудники Школы медицины Джона Хопкинса в Балтиморе, США. Так, по словам ученых, тест может дать ложноотрицательный результат, если заболевание находится на ранней стадии и концентрация вируса еще не высока.
«Те, кто прошел исследование на SARS-CoV-2 в течение четырех дней после заражения, на 67% чаще имели отрицательный результат, даже если у них был вирус», — следует из научной статьи.
Наиболее точные результаты тест давал среди пациентов, зараженных по меньшей мере восемь дней.
Еще один недостаток ПЦР — во время мазка врач может попросту пропустить зараженный генетический материал. Так что хотя процедура оперативна, но все-таки не всегда надежна.
Не только. Вспомним реальные примеры. У пациента проявляются признаки ОРВИ, больного тестируют и направляют, условно, во временный госпиталь в «Ленэкспо» с «подозрением» на COVID-19. Первый анализ показывает отрицательный результат. Врачи проводят повторное исследование и затем обнаруживают коронавирус.
Как такое возможно? По словам Шатилиной, дело не в ненадежности тестов, а в том, что пациент успел заразиться в промежутке между ними из-за соседства с больными.
Нужны основания. Результаты анализов требуют по возвращении из-за границы или при контакте с зараженными. Также обязательно тестируют профессиональные группы, например медиков. Но главный критерий для большинства россиян — наличие симптомов. Без показаний тест можно сдать только за свой счет. То есть в России обходятся без массового тестирования.
Да, опция доступна для жителей Москвы. Любой желающий может записаться в медицинскую организацию и сдать мазок на коронавирус бесплатно. Понадобится полис ОМС. Другим регионам приходится довольствоваться малым.
Для пациента — вполне. Процедура не травматична. Вопросы вызывает, скорее, организация процесса. В зоне риска оказываются здоровые люди.
«У моей 75-летней мамы поднялась температура, вызвали скорую. Врачи приехали, тест на ковид сделать не предложили, но она настояла. Через полчаса к ней явились другие сотрудники и взяли мазок. Впрочем, результат по итогам того дня мы так и не получили, — рассказала петербурженка Екатерина. — Через какое-то время участковый врач проверил маму, назначил повторный анализ. Сдавала его она уже в поликлинике, причем отстояла в очереди полтора часа. Ей было тяжело, плохо себя чувствовала, слабость. Как выяснилось впоследствии, коронавирус подтвердился. Сколько людей в той поликлинике могли заразиться, пока моя мама была там? Теперь она, конечно, на изоляции, но между мазком и подтверждением диагноза прошло пять дней».
Бюрократическими проволочками: необходимо направить результат из одного ведомства в другое и не забыть предупредить пациента. Впрочем, основная причина — недостаточные мощности.
«У нас нет такого количества сотрудников и лабораторий. Насколько я знаю, в Петербурге оперативны Северо-Западный Центр Доказательной Медицины и НИИ детских инфекций. Они выдают результат на следующее утро. Частные лаборатории обещают подготовить за 3-5 дней, но по факту иногда доходит до десяти. Не позволяют технологические возможности: лаборатории и так сутками работают. Есть, условно, несколько приборов, куда можно загрузить по 24 пробы — и все. Больше тестов за день сотрудники не проведут никак», — отметила Шатилина.
По ее словам, гораздо оперативнее — тест на антитела.
Он показывает, выработался ли у пациента иммунитет к заболеванию. По словам биолога, этот тест оперативнее, требует меньших мощностей и затрат, но при этом не настолько информативный, как ПЦР.
«Многое, например, зависит от возраста. У молодого человека иммунный ответ иногда проявляется уже на первый день, и тогда анализ покажет вирус. У пожилых все иначе. Окончательно понять, есть ли у человека иммунитет, можно только после выздоровления», — отметила Шатилина.
В России бесплатно сдают тест на антитела в Москве (полный список лабораторий в столице и других городах можно посмотреть здесь). Какие-либо показания к анализу не нужны.
И да, и нет. Пациент может переболеть коронавирусом в легкой форме, не узнать о диагнозе, а антитела при этом не вырабатываются. Поэтому ПЦР-диагностика более показательна: она показывает наличие вируса здесь и сейчас.
«К тому же надо понимать, что иммунитет — это не навсегда. Сначала он был, потом исчез, такое бывает. Даже год не прошел, мы еще не так много знаем о поведении вируса», — отметила биолог.
В Южной Корее и Германии проводили политику с массовым тестированием населения: правительства могли себе это позволить. Напротив, в Великобритании и США приоритет отдавали другим мерам борьбы с коронавирусом.
Значит ли это, что тот или иной подход эффективнее? Нет, во всяком случае так считают исследователи из Имперского колледжа Лондона, которые изучили данные разных стран и подготовили математическую модель. Авторы привели в пример такой парадокс: чем выше охват тестирования, тем больше людей знают диагноз и тем хуже они соблюдают режим самоизоляции. А значит, массовое тестирование играет важную роль в профилактике COVID-19, но не является панацеей.
Никита Строгов