Posted 25 августа 2020, 14:37
Published 25 августа 2020, 14:37
Modified 5 февраля, 07:06
Updated 5 февраля, 07:06
Подногтевая меланома — довольно редкая, но крайне агрессивная форма злокачественного новообразования. И больше всего ее боятся, пожалуй, любительницы маникюра с гель-лаком — ведь интернет переполнен страшилками о том, что эта процедура провоцирует рак.
На что похожа подногтевая меланома, от чего она возникает и как связана с гель-лаком, разбирался корреспондент «Росбалта».
Подногтевая меланома — это форма акрально-лентигинозной меланомы, которая в свою очередь, является разновидностью меланомы кожи — агрессивного рака с высокой смертностью.
«Доля акральной лентигинозной меланомы варьируется в разных регионах мира и в среднем составляет 5% от всех видов меланомы. Опухоли чаще локализуются в области стоп, из них четверть составляют подногтевые меланомы», — отмечает Григорий Зиновьев, кандидат медицинских наука, врач-онколог, хирург, заведующий хирургическим отделением опухолей костей, мягких тканей и кожи НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова.
У подногтевой меланомы две стадии развития: горизонтальная и вертикальная. На первой опухоль выглядит выглядит как полоска коричневого или черного цвета под ногтем. Потом постепенно пигментируется свободный край ногтя, ногтевой валик и кожа. В трети случаев встречается беспигментная меланома, которую сложно заметить.
Первые симптомы развиваются на вертикальной стадии, когда опухоль врастает в соседние ткани: ноготь деформируется, ногтевая пластина тускнеет, истончается и ломается. Когда ноготь растрескивается, под ним можно увидеть бугристую кровоточащую поверхность коричневого или черного цвета.
Прогрессируя, опухоль может перекинуться на пальцы, стопы или кисти. Больной испытывает слабость, теряет вес, у него повышается температура. Скорость развития заболевания разная — метастазы могут появиться через год или несколько лет.
Своевременный диагноз поставить трудно, так как опухоль напоминает подногтевую гематому. Разобраться помогает дерматоскопия и эпилюминесцентная микроскопия — визуальная оценка измененных тканей с помощью увеличения и осмотр их в иммерсионной среде. Окончательный диагноз ставят после гистологического заключения, однако биопсию брать не советуют — могут возникнуть метастазы.
Основной метод при лечении меланомы — ампутация на уровне средней фаланги пальца. Лучевую терапия применяют для облучения рецидива опухоли в области послеоперационного рубца и лимфатических узлов — для предотвращения метастазов. Химиотерапия позволяет уменьшить размер опухоли и уничтожить остатки злокачественных клеток.
Но, к сожалению, на сегодняшний день эффекта этими методами удается достичь только у 15-20% пациентов — все потому, что для подногтевой меланомы характерно агрессивное течение. Чаще всего метастазы позже находят в легких и печени.
Прогноз же зависит от толщины опухоли, уровня инвазии и наличия отдаленных метастазов. Пятилетняя продолжительность жизни без метастазов составляет около 60%, половина больных умирает через 4,5 года. Если есть метастазы, летальный исход может наступить через 7-8 месяцев.
При подногтевой меланоме солнечное излучение почти не играет роли триггера –новообразование чаще поражает пальцы ног, закрытые обувью. К числу факторов риска относят механическую травму ногтя, косметические и хирургические вмешательства, которые проводят при заболеваниях ногтей. Обморожение и ожоги, применение лазера для лечения или удаления ногтей, воздействие химических канцерогенов на ногти, например, на химпредприятии — все это также играет провоцирующую роль.
Имеют значение и наследственный фактор, и большое количество диспластических невусов и родинок. В группе риска люди старше 60 лет и обладатели светлой кожи, рыжих волос и веснушек.
Но какую же роль в развитии меланомы играет гель-лак? Ведь при маникюре верхнюю часть ногтя спиливают (механическое повреждение), покрывают базой и лаком (химические агенты) и облучают под лампой для затвердевания покрытия (УФ-излучение). И происходит эта процедура с женскими пальцами достаточно регулярно — не реже раза в месяц.
Сопоставив эти факторы, некоторые врачи интегративной медицины, ведущие блоги в соцсетях, забили тревогу и записали гель-лак в число факторов подногтевой меланомы. Так, медик Виктория Орлинская, авторитет которой во врачебной среде неоднократно ставили под сомнение, утверждает, что возникновение меланомы возможно при стечении нескольких факторов: травма ногтя, нанесение химического состава на травмированную поверхность и УФ-облучение. Кроме того, по ее словам, ногти не дышат, теряют возможность питания, а сам гель-лак маскирует меланому, оттягивая сроки ранней диагностики.
Ни один из опрошенных корреспондентом «Росбалта» экспертов не подтвердил, что между гель-лаком и подногтевой меланомой есть прямая или косвенная связь. Так, опроверг это предположение врач-онколог Григорий Зиновьев:
«Нет статистически достоверных исследований, свидетельствующих о взаимосвязи между шеллаком и акральной меланомой. Если источником света в технологии нанесения гель-лаков является LED-лампа, а не ультрафиолетовая лампа, как, например, в солярии, эта процедура не должна влиять на вероятность возникновения меланомы».
Такого же мнения придерживается Елена Лихова, мастер федеральной сети салонов маникюра и педикюра: по ее словам, в индустрии давно используют именно LED-лампы.
«LED-лампа не может спровоцировать рост раковых клеток и гиперпигментацию кожи. Свет отличается от ультрафиолетового излучения, которому мы подвергаемся под прямыми солнечными лучами. Лампы для полимеризации безопасны, они лишь ускоряют процесс затвердевания полимерного покрытия», — заметила Лихова.
Мастер маникюра Татьяна Смирнова отмечает, что даже старые УФ-лампы работали на мощности всего 9 ватт, которых недостаточно для серьезных последствий:
«Это очень слабая мощность, и непосредственно в лампе клиент держал руки максимум минут 15-20 раз в месяц. Для сравнения: лампы в солярии имеют мощность минимум 180 ватт и выше».
Елена Лихова предложила всем сомневающимся наносить солнцезащитное средство на руки непосредственно перед покрытием или использовать специальные перчатки для маникюра, которые открывают только ногти. А вот на состав гель-лака стоит обратить более пристальное внимание.
«Как минимум, состав должен быть 3FREE и не содержать толуол, формальдегид и дибутилфталат, парабены и камфору. В принципе, сейчас все нормальные производители уже убрали это из составов, так что если пользоваться проверенными брендами, никаких последствий не возникнет», — говорит мастер.
Татьяна Смирнова соглашается с ней, отмечая, что для большинства современных материалов, которые продаются в магазинах и имеют сертификат качества, сырье закупают на заводах в Европе. Однако в интернете можно найти много подделок, в составе которых может быть все, что угодно. А еще стоит с вниманием относиться к профессионализму мастера: если он некачественно снял покрытие аппаратом или нанес много материала на ноготь, это может привести к ожогам, онихолизису, пропилам и повреждениям.
И пусть мы убедились в том, что прямой связи между раком ногтей и гель-лаком нет, это не значит, что его можно наносить бесконтрольно. Мы помним, что подногтевая меланома возникает в том числе из-за частого механического и химического повреждения ногтя, а значит, если ноготь ослаблен, «добивать» его не стоит. Так, покрывать гель-лаком ногти не рекомендуется, если ногтевая пластина повреждена — заживать она будет дольше. Если у вас диагностировали онихолизис, грибок и псориаз, от маникюра также стоит отказаться. С педикюром история сложнее: опытные мастера советуют не наносить гель-лак в холодное время года.
«Лето заканчивается, начинается сезон закрытой обуви. С осени до весны покрывать ногти гель-лаком нельзя, иначе вы рискуете остаться без ногтей, — рассказывает в своем блоге мастер маникюра Марина Колесник. — Дело в том, что гель-лак создает твердость и толщину, и ноготь при ходьбе в обуви не амортизирует так, как нужно. Ногтевая пластина начинает деформироваться и отходить от ногтевого ложа, а под ногтями образуются пустоты, которые могут увеличиваться вплоть до отпадения ногтевой пластины. А пустоты — отличная среда для появления грибков и других различных инфекций».
Резюмируем: кажется, временная эстетика таких жертв не стоит, и к любой косметической процедуре стоит подходить с умом. В то же время, если вы полностью здоровы, а ваш мастер — настоящий профессионал, продолжайте, как завещал Пушкин, думать о красе ногтей и не бойтесь раковых страшилок.
Анжела Новосельцева
«Росбалт» представляет проект «Не бойся!». Помни, что рак не приговор, а диагноз. Главное — вовремя обратиться к врачу.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.