Posted 31 июля 2020, 16:05
Published 31 июля 2020, 16:05
Modified 30 марта, 13:41
Updated 30 марта, 13:41
Сотни тысяч выпускников вузов пришли на рынок труда в поисках работы. Вчерашним студентам предстоит конкурировать между собой, а заодно с товарищами постарше, которых пандемия лишила заработка. Разорившийся бизнес при этом не сулит достойных выплат и вакантных мест.
Корреспондент «Росбалта» поговорил с выпускниками вузов и экспертами, чтобы разобраться, что творится на рынке труда в эпоху коронавируса.
Молодые и безработные
Без работы остались 2,8 млн человек в стране. Во всяком случае столько россиян зарегистрировались в службах занятости, две трети из них — с апреля, в разгар пандемии. По-видимому, пополнят ряды «ищущих» и вчерашние студенты.
«По нашим оценкам, с учетом опыта предыдущих лет, более 20% выпускников продолжат обучение по программам магистратуры, аспирантуры и ординатуры. По предварительным оценкам, на рынок труда в этом году выйдут 410 тысяч выпускников вузов», — заявил еще в конце мая глава Минобрнауки Валерий Фальков.
В июле министр сказал, что оценил ситуацию, и призвал ректоров вузов помочь вчерашним студентам: взять под личный контроль трудоустройство каждого, чтобы не допустить «негативных явлений». Каких именно — Фальков не уточнил, но, кажется, речь идет о безработице.
«У выпускников всегда были сложности в поиске вакансий сразу по окончании учебных заведений. С одной стороны, далеко не все работодатели готовы взять начинающего специалиста и вкладываться в его развитие, а с другой, некоторые вчерашние студенты сразу претендуют на хорошие должность и зарплату», — отметила руководитель отдела рекрутмента кадрового агентства HR-Profi Ирина Колесник.
Впрочем, по ее мнению, кое-что изменилось в 2020 году. Пандемия спровоцировала кризис в компаниях. Настала пора оптимизаций и сокращений, а конкуренцию выпускникам составят опытные специалисты, оставшиеся без работы весной.
Потерянные и ищущие
Кому-то, как выпускнице РАНХиГС Анастасии Игнатенко, повезло. Девушка еще во время учебы устроилась в один из отделов университета, и пандемия не слишком отразилась на ее положении.
«Поскольку это бюджетное учреждение, нас не сократили, зарплату не урезали, чего не скажешь о моих знакомых из частной сферы. Когда в стране объявили первый нерабочий месяц, коллег и меня отправили домой. Никаких обманов, все в итоге выплатили», — рассказала собеседница.
Такая ситуация — редкость во времена кризиса. В этом убедился корреспондент «Росбалта» после разговора с несколькими выпускниками 2019 и 2020 годов из Петербурга и других городов России.
Юлия Анисимова (фамилия изменена) окончила магистратуру СПбГУ как переводчик. Девушка готовила субтитры для Netflix и других известных платформ, а заодно работала в туристической сфере.
«Как гид, я устраивала экскурсии иностранцам в Петербурге, это был основной доход, и из-за пандемии он сразу же отвалился: границы закрыли. Оставались проекты как для переводчика, но весной и летом работы убавилось раза в три. Сейчас доходов почти нет, заказы всплывают изредка. На жизнь зарабатывать почти невозможно. Ищу вакансии в интернете, пишу всем, кому требуется знание английского. Отправляешь десять-пятнадцать писем, а ответ приходит от четырех работодателей — в лучшем случае. Поиски пока безуспешны. Хотя сейчас вакансий стало больше, это понятно, компании пытаются выходить из пандемии, но она ведь и близко не закончилась. Не уверена, что закончится и в ближайшие месяцы», — рассказала Анисимова.
Выпускница СПбГУ Анна Фелисеева во время учебы не работала, но понимала: найти место географу будет непросто. Поэтому девушка еще весной, несмотря на подготовку диплома, взялась за поиск вакансий.
Собеседование в известном гипермаркете закончилось ничем. Хотя позиция предполагала обучение и наставничество, Фелисеевой отказали из-за неумения работать с макросами.
«Напротив, все хорошо складывалось с российскими студенческими отрядами при железных дорогах. Я практически прошла обучение, дошла до финала, нам уже начали шить форму. Но началась пандемия, и компания в этом году решила не брать студентов проводниками», — отметила Фелисеева.
Сейчас обладательница красного диплома уехала в Тихвин. Поиски работы и там не увенчались успехом: девушку не взяли, например, педагогом в школу. Попутно с ней связались из отдела по трудоустройству СПбГУ.
«Хотели узнать, чем отличники университета собираются заниматься в этом году. Я ответила, что не нашла работу, была уже в нескольких компаниях и теперь переехала. И знаете что? Меня просто поблагодарили за ответ. У меня вопрос, зачем тогда этот отдел нужен, если они просто собирают информацию, а помочь с поиском вакансии не могут?» — возмутилась собеседница.
Корреспондент «Росбалта» направил запрос в университет с просьбой рассказать, собираются ли они содействовать выпускникам в трудоустройстве на фоне пандемии. К моменту публикации редакция не получила ответ.
Несдающиеся и устремленные
Рынок труда после пандемии не вздохнет свободно, считают эксперты. Коронавирус разорил бизнес, а выжившие предприниматели сокращают расходы. Экономят работодатели в первую очередь на персонале: уволить по максимуму, оставить мультифункциональных сотрудников, урезать выплаты. Выпускникам в такой ситуации надеяться на лучшее не приходится.
«Пандемия спровоцировала кризис в некоторых компаниях, так что на рынке труда появились высококвалифицированные специалисты в поисках работы. В это непростое время все задумываются о кадровых оптимизациях: меньшими ресурсами, но более эффективно решать имеющиеся задачи. Если встанет цель взять нового сотрудника, то работодатель сделает выбор в пользу опытного кадра», — отметила рекрутер Ирина Колесник.
Обучать вчерашних студентов и правда мало кто хочет: на это требуются время и деньги, что сегодня в дефиците. По приезде в Петербург на себе это почувствовала и выпускница УрФУ 2019 года Анжела Попкова (имя и фамилия изменены).
«Я устроилась в местный банк 17 февраля, еще до пандемии. Консультирую клиентов. Мне обещали наставника, который объяснил бы элементарные вещи, как реагировать на форс-мажорные ситуации. В итоге за три обещанных месяца никакого ментора так и не появилось, все разбирала сама. Это отражалось на моих показателях, что влияло на размер премии», — рассказала выпускница.
Выгоды сулят немногим выпускникам. Работодатели с улыбкой встретят разве что представителей IT-сферы, но этот тренд — давний.
«Это связано с общим развитием отрасли, ростом потребности и нехваткой специалистов», — отметила Колесник.
По ее словам, рады будут и сотрудникам из сферы услуг, туризма, общественного питания — со снятием ограничений эти отрасли оживают. Об улучшении условий труда, впрочем, никто не говорит: большие зарплаты на фоне кризиса работодатели не обещают. Возможно, выпускникам стоит задуматься о собственном деле или фрилансе.
«Так совпало, что я уволилась из офиса в конце февраля, перед пандемией. Решили с подругой уйти в онлайн, подыскали клиентов среди знакомых. Заказы были, поэтому ничего не боялись. Потом пришел коронавирус, — вспоминает интернет-маркетолог, контент-менеджер Елизавета Фролова, выпускница Саратовского государственного университета. — Сначала один проект слетел, потом второй… Закрылась фирма, с которой мы планировали сотрудничать. В итоге всю пандемию я жила на пять тысяч рублей в месяц. Хорошо, что оставались сбережения. Но я до сих пор прийти в себя не могу».
Несмотря на трудности, девушка возвращаться в офис не планирует. По ее мнению, за фрилансом — будущее. Сейчас выпускница изучает рекламу в интернете, чтобы развивать собственное дело. Как отмечают эксперты, повышение квалификации — один из способов стать конкурентоспособнее.
«В любом случае пробуйте свои силы. На собеседованиях делайте акцент на деловых и личных качествах. Работодатели ценят в сотрудниках инициативу, желание обучаться, расти вместе с компанией. Не завышайте при этом планку по должности и ожидаемой зарплате, будьте готовы начать с меньшего. При успешной работе начальство обязательно оценит ваши усилия, что скажется и на позиции в компании, и на доходе», — поделилась оптимизмом рекрутер.
Никита Строгов