Posted 29 июня 2020, 11:12
Published 29 июня 2020, 11:12
Modified 30 марта, 13:54
Updated 30 марта, 13:54
Пандемия коронавируса в России постепенно идет на спад, а значит, пора приходить в себя, запускать привычные рабочие процессы и оставлять позади ставшую столь милой сердцу slow life на диване. Большинство людей уже устали прятаться по домам и готовы покинуть уютную зону комфорта — да и работодатели начинают осторожно возвращать сотрудников в офисы.
Как быстро произойдет адаптация? Какие проблемы в коллективе могут возникнуть? Эти и другие вопросы корреспондент «Росбалта» задала психологу Алле Колосовой.
— Многие из нас работают из дома уже почти четыре месяца. И вот наконец ограничения снимают, а многие готовятся вернуться в офис. Это станет облегчением или очередным стрессом, как считаете?
— Психологически удаленка напоминает затянувшийся отпуск, декрет или продолжительную болезнь, не позволяющую нам полноценно участвовать в профессиональной и социальной жизни. Мы уже привыкли высыпаться, регулярно есть, начинать работу в 9-10 утра, открывая ноутбук. С возвращением в офис все меняется, и если мы сразу попадаем в 8-часовую пятидневку, то испытаем сильнейший стресс.
— Но почему? Мы ведь так долго этого ждали?
— Помимо неудобств во время дороги прибавляется совершенно другой режим работы — мы больше не дома в уютной пижамке, а при полном параде, под взглядами начальства и коллег, мы больше не можем позволить себе отвлекаться от экрана, нужно держать внимание нон-стоп.
Очевидно, что работа из дома давала нам определенные преимущества — в том числе позволяла порой функционировать в режиме экономии энергии. Но теперь это остается в прошлом.
— Что нужно сделать, чтобы перестройка на новые рельсы прошла максимально гладко?
— Главный совет, который дают психологи людям, выходящим из затянувшегося отпуска, декрета или после продолжительной болезни на работу — устроить себе неполную неделю. Ясно, что такая возможность есть не у всех, но это идеальный способ избежать стресса. Работодателям этот момент точно стоит взять на заметку.
Идеально будет начать неделю в среду или четверг — чтобы в первый день обменяться с коллегами впечатлениями от удаленки, похвалить друг друга за то, что не упали духом в эти смутные времена, настроиться на рабочий лад, составить план задач…
- А как остаться «в ресурсе» и не перенапрячься в первые дни?
— Нужно понимать, что дома мы тратили энергии меньше, а потребляли, напротив, больше — сейчас будет явный перекос в другую сторону. Именно поэтому, учитывая, что теперь вне дома мы будем проводить порядка десяти часов, включая дорогу, обязательно нужно высыпаться и восстанавливать ресурс.
А еще важно подключить поддержку эндорфинами. И самый быстрый способ активировать гормон радости — съесть дольку горького шоколада, банан или побаловать себя черешней с клубникой. Это восстановит ресурс и наполнит положительной энергией.
— Не думаю, что шоколад — хорошая идея. Большинство из нас и так прибавило в весе за весь период самоизоляции…
— Это правда. И, увы, заметнее всего перемена станет тогда, когда вы постараетесь надеть в первый рабочий день привычный костюм или платье. Но корить себя не нужно: мы все сидели дома, ели от души, совершали минимум движений — и это понятно. Ведь нельзя было ни на улицу выйти, ни спортом заняться. А дома прыгать на одном месте, когда вокруг семья — тоже не всем комфортно.
Я советую заранее посмотреть на свой гардероб, примерить все — чтобы избежать негативных эмоций в день выхода на работу. Особенно это актуально для женщин, но и для мужчин тоже. Ведь они теперь все больше следят за собой. А еще стоит успокоить себя тем, что с началом активной деятельности все скоро придет в норму, а вы — в форму.
— С одеждой разобрались. А что если человеку ну совсем не хочется возвращаться в офис?
— Это тоже нормально, стоит быть готовым к тому, что при выходе на работу, как бы долго вы не ждали этого дня, какое-то время вас будет преследовать чувство неудовлетворенности от изменения графика.
Организм может среагировать на психологию физиологией — и подарить вам головную боль. Это классический прием, который начинает защищать вас от дискомфортной ситуации, выдвигая соблазнительное предложение — поболеть и еще немного поваляться дома.
Но в какой-то момент необходимо пересилить себя. Например, сказать себе: «Так, сейчас я выйду на улицу, продышусь и все пройдет, а там еще и рабочие процессы, меня сразу затянет». Фокусироваться нужно на позитивном — подумайте о том, что вы снова станете активным, начнете выходить «в свет» и так далее…
— А если из-за этой головной боли сотрудники начнут массово отпрашиваться домой пораньше?
— Работодателю нужно быть готовым к тому, что сотрудники могут настаивать на удаленке. И здесь стоит сразу принять решение, что позволено, а что нет.
Вообще во время пандемии многие руководители компаний осознали, что при работе из дома эффективность сотрудников не падает. Некоторые пришли к выводу, что и по возвращении в офисы будут позволять им периодически работать в таком формате. В любом случае, каждый работодатель должен решить это сам.
— Хорошо, мы таки явились в офис. Как быть дальше? Бросаться на все задачи сразу, наверстывать?
— В первые дни работы в офисе стоит подключить тайм-менеджмент, стикеры с задачами — поделить их на важные-срочные, важные-несрочные, расставить приоритеты. Важно не кидаться решать все сразу — нужно адаптироваться постепенно и не нагружать себя. Тогда удастся сохранить ресурс и влиться в рабочее русло органично.
Кстати, здесь огромное терпение нужно проявить работодателям. Я бы посоветовала провести утром совместную летучку, а в обед устроить чаепитие — чтобы сказать всем спасибо за то, что пережили вместе эти трудные времена. Тут важно показать значимость каждого сотрудника в компании, отметить вклад каждого в общее дело. Ну, и, конечно, я бы как руководитель не стала требовать от сотрудников максимальной отдачи в первые две недели — это просто-напросто может привести к конфликту, пусть даже скрытому.
— То есть, нужно позволить сотрудникам работать в расслабленном режиме?
— Поначалу да. Люди еще будут находиться в состоянии «лайта», это нужно понять. А если возникают какие-то сложные задачи, идеальный вариант — чтоб работодатель решал их с сотрудником вместе. Я имею в виду какие-то «мозговые штурмы» — в духе «одна голова — хорошо, а две — лучше». Почаще хвалить сотрудников, шутить, поддерживать.
— А что насчет общения с коллегами? Ведь мы так долго переписывались друг с другом в мессенджерах, что отвыкли от живой коммуникации. А если среди сотрудников интроверты — им будет еще сложнее?
— Чистые или стопроцентные интроверты, как правило, работают на таких позициях где минимум контактов — особенно, «живых». Но если вы чувствуете, что вам сложно, вы вправе предупредить коллег об этом.
Например, так: «Я отвык от общения за период карантина и если не участвую в общем диалоге / не сразу вступаю в контакт — не принимайте это лично. Это моя ситуация, мне нужно время, чтобы войти в процесс…». Конечно, это может вызвать недовольство со стороны окружающих, но предупрежден — значит вооружен. Я имею в виду, люди будут хотя бы понимать вашу ситуацию.
— А конфликты в коллективе могут возникнуть на фоне возвращения в офис?
— Это весьма вероятно. Поэтому было бы неплохо помнить элементарные правила.
Первое: соблюдайте границы — не только свои, но и чужие. Если понимаете, что внутри есть дискомфорт, постарайтесь понять, в чем основная причина. Например, вас раздражает суета окружающих или болтовня коллег — постарайтесь как-то минимизировать эти факторы. А если чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля — просто подышите. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и досчитайте до десяти. И эмоции стабилизируются.
Второе: если видите, что коллега не готов к контакту, не надо лишний раз спрашивать «что случилось?». Старайтесь быть терпимым и терпеливым к разным ситуациям. Это сложное время для многих, и если вы где-то поможете или обойдете острые углы, будет лучше всем.
И третье: только позитивный настрой и добрые слова. Улыбка, юмор, слова поддержки — это наше главное «оружие» против данной ситуации.
Беседовала Анжела Новосельцева