Posted 28 мая 2020, 15:57
Published 28 мая 2020, 15:57
Modified 30 марта, 14:08
Updated 30 марта, 14:08
Перепалка между Иосифом Пригожиным и Сергеем Шнуровым переросла в публичную дискуссию о жизни музыкантов в эпоху пандемии. Многие остались без контрактов и перешли на низкооплачиваемую работу. Есть и такие, кто считает, что коронавирус окончательно погубил их карьеру.
Корреспондент «Росбалта» поговорил с музыкантами и выяснил, чем на самом деле для них обернулись ковидные ограничения.
«Для начала объясню, как в нашей сфере обычно работают. Никаких трудовых книжек, просто заказы на выступления: свадьбы, юбилеи, корпоративы. Параллельно ребята работают преподавателями в частных музыкальных школах, которые государством не поддерживаются, тем более в условиях коронавируса.
Соответственно, сегодня заведения закрылись, мероприятия перенесли или даже, скорее, отменили. Дата окончания пандемии неизвестна. Мои знакомые думают, что, дай Бог, к Новому году все наладится, и мы снова будем на сцене.
Последний концерт наша группа отыграла 15 марта, и даже тогда мероприятие организовывали под большим страхом. Мы еще не знали, что это был последний раз. Через неделю закрыли и музыкальные школы.
Для сравнения, до пандемии я преподавал двадцати детям, сегодня их осталось четверо — на онлайн-обучении. Этот формат нравится не всем, к тому же горожане уехали прятаться от вируса за город, где интернет-соединение плохое. Так и сократилось число учеников.
Стараюсь выкарабкаться, активно развиваю дистанционный формат. Как и многие, делаю видеоролики, развиваю контент в интернете, но реагируют на это пока не очень охотно. Понять можно: заработок упал не только у меня, но и у родителей учеников.
Многие музыканты выплачивают ипотеки, и я не исключение. Тем, кто преподавал в государственной школе, разрешили уйти на кредитные каникулы, также остался частичный заработок. Но у остальных ситуация хуже: нужно платить, а заодно себя кормить. Но на что?
Сейчас у меня будут онлайн-уроки. Слава богу, они пока остались. А завтра я буду развозить пирожки. Многие теперь устраиваются курьерами. Работа невеселая, но хоть что-то приносит».
«Пока пандемия отразилась разве что на здоровье моей семьи: мы все переболели. Хотя кризис только начинается, его последствия могут отразиться и на мне в будущем, но пока все хорошо. Я бы даже сказал, что лучше, чем было раньше.
Понимаете, я бюджетник. Чем я отличаюсь, скажем, от эстрадного артиста? У него есть работа — есть деньги, нет работы — денег нет. А я числюсь в трех бюджетных организациях и получаю стабильный доход. Хотя, естественно, выплаты несколько сократились, примерно на 20%.
Сейчас я на даче, занимаюсь своими делами, наслаждаюсь жизнью. Но не подумайте, что все, что я делаю, — это рыбалка, охота и прочие прелести. Я взял с собой музыкальный инструмент, после завтрака три—четыре часа репетирую, чтобы оставаться в форме.
Не все мои знакомые так поступают, но я считаю это правильным. Рано или поздно начнется работа, наверное, ближе к осени, причем с тенденцией наверстать упущенное. Занятость будет огромная, время на репетиции сократится. На выходные я и вовсе не надеюсь, так что важно за лето не растерять свои навыки».
«Основная наша деятельность — выступления на частных мероприятиях. Само собой, заказов сейчас нет. Даже небольшие дни рождения больше не проводят. Правда, помогают онлайн-активности.
На днях футбольный клуб „Зенит“ провел онлайн-марафон в честь дня рождения. Пригласили всех артистов, с которыми они обычно сотрудничают, включая нас: онлайн-выступления для подписчиков, фанатов в соцсетях. Есть предложения и от разросшихся в пандемию компаний, например из IT-сферы. Они проводят тимбилдинги для сотрудников, которые сидят на удаленке. Например, начальство организует какую-то интеллектуальную игру, а в перерывах между турами музыкальная пауза — с нашим участием.
Понятно, что обороты упали в десятки раз, но альтернативы нет. Как руководитель, я сейчас точно не зарабатываю. Трачу деньги на аренду студии, где продолжаем репетировать. Государство не признает текущую ситуацию форс-мажорной, так что по всем договорам вынуждены возвращать предоплату. При этом мой бизнес государство не признало пострадавшим, так что о льготах пришлось забыть. Взял миллионный кредит, чтобы ребятам было на что жить. Я не могу у музыкантов, их семей отобрать хлеб в это трудное время.
Скажу честно, нам еще повезло, мы достаточно популярны в городе, есть финансовая подушка. А ведь многие продали свои инструменты, ушли работать курьерами или вернулись в родные города. Культурный фонд Петербурга исчезает на корню».
«Я музыкальный режиссер и занималась не только оперными постановками, но, например, балами, выставками. На неопределенный срок это исключено из-за коронавируса. Соответственно, я в числе тех, кто пострадал: официального трудоустройства у меня нет.
И все-таки альтернативный вариант возможен. Я режиссер кино, работаю над документальными фильмами. При этом с 1 июня разрешают киносъемки, так что буду двигаться в этом направлении. Жду проектов, предложений. Посмотрим, как сложится.
Не у всех есть такие возможности. Артисты, работавшие на основе временных контактов, еще вчера выступали на лучших площадках мира, а теперь теряют деньги из-за простоя.
Для них мы и создали Telegram-канал — примерно через месяц после начала карантина. Я бы объяснила так: это адресная поддержка, где люди, которые по тем или иным причинам твердо стоят на ногах, помогают нуждающимся коллегам.
Мы публикуем информацию об одном или двух артистах в день, с их согласия. Кратко описываем образование, подчеркиваем востребованность в недавнем прошлом, высокий профессиональный статус. Прикладываем фотографию и реквизиты карты, куда перевести деньги.
В этом наша уникальность: нет никакого посредничества, платформы, где средства собираются и распределяются, как это бывает в фондах. Есть только жертвователь и артист, между ними никого. Это максимально демократичная инициатива. Результаты пока небольшие, но кому-то уже помогли».
«Естественно, раза в три доходы уменьшились, поскольку мы, музыканты, часто работаем по контракту, без привязки к какой-то организации. Единственное, на что полагаешься теперь, — это церковные учреждения. Лично я регент Никольского собора, и, слава Богу, он не закрылся. А 27 мая нас позвали на концерт ко Дню города, с прямым эфиром из дома. Сам я играл на клавишном инструменте. Это большое удовольствие для музыкантов — снова пережить те эмоции, которые испытывали от живых выступлений до пандемии.
Мне кажется, что нужно учитывать не только финансовую сторону вопроса. Сегодня такое время, которое можно посвятить себе, саморазвитию, изучить новые произведения, репертуар, на что раньше не было ни минуты. Это мир, в который полностью погружаешься, и ничего не замечаешь вокруг. Очень здорово. За два месяца я узнал столько новой музыки, чего за пять лет не удавалось».
Никита Строгов