Posted 3 апреля 2020, 16:49
Published 3 апреля 2020, 16:49
Modified 30 марта, 14:33
Updated 30 марта, 14:33
Владимир Путин объявил о продлении выходных в России до 30 апреля. Для большинства предпринимателей в нашей стране такая пауза смерти подобна. Многие без долгих подсчетов пришли к выводу о том, что бизнес придется сворачивать уже в ближайшие дни.
Как государство должно поддержать предпринимателей, и что со своей стороны могут сделать власти Северной столицы? Своим мнением поделились представители партий и депутаты петербургского Законодательного Собрания, члены комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству.
Ирина Иванова, депутат петербургского Законодательного Собрания от КПРФ:
«Сегодня на заседании оперативного штаба по борьбе с коронавирусом мы говорили о том, как поддержать бизнес. Очевидно, что крупные предприятия будут получать дотации из федерального бюджета, а малому и среднему бизнесу должны помочь региональные власти. Первый блок мер уже принят в ЗакСобрании в первом чтении, второй будет касаться ограничения арендной платы и скидок по коммунальным платежам.
В перечень пострадавших отраслей также нужно добавить пансионаты для пожилых людей, частные школы и детские сады, стоматологии, салоны красоты, полиграфические услуги. И помочь нужно не только физическим лицам, но и ИП.
Полную информацию о мерах поддержки скоро можно будет посмотреть на сайте Центра развития и поддержки предпринимательства. А пока мы собираем реакцию бизнеса — все свои предложения до 7 апреля можно направлять в профильные комитеты. Если вопрос по зарплатам — писать в комитет по занятости, если по аренде — в КИО, и так далее.
Также сегодня подпишут постановление правительства по предприятиям, которые не могут не работать еще целый месяц. Им придется разработать стандарты безопасности для сотрудников, чтобы все помещения регулярно дезинфицировались, а у работников проверялась температура. И тогда они смогут функционировать, как обычно».
Оксана Дмитриева, депутат петербургского Законодательного Собрания от «Партии РОСТА»:
«Первое, что пора понять — ситуация за месяц не нормализуется. Карантин — это 2-3 месяца, мы видим это по опыту других стран. Экономика столько стоять не может, поэтому нужно подсчитать, сколько человек продолжат работать. В Петербурге по официальным данным живет 5,3 млн человек, из которых 2,5 млн — это люди пенсионного возраста и дети, которые должны сидеть дома на жестком карантине.
У нас 3 млн занятых, и нужно определить, кто продолжит работать очно, а кого можно перевести на удаленку. 235 тысяч заняты в системе образования — они перейдут на дистанционный режим. 130 тысяч специалистов работают в IT-сфере, а значит — удаленно. Недавно представитель крупной банковской структуры сказал мне, что около 80% служащих банков также способны работать из дома. Даже на предприятиях материального производства около 30% сотрудников могут работать на удаленке — те же бухгалтеры.
Но, разумеется, материальное производство, в основном, должно функционировать очно, как и сельское хозяйство, электро-, газо- и водоснабжение. А всю медсистему нужно перевести на казарменное положение, чтобы медики не разносили инфекцию. Городская гостиничная отрасль могла бы предоставить им номерной фонд для проживания.
Что касается малого бизнеса — нынешний налоговый пакет не слишком эффективен, у предпринимателей проблема не в налогах, а в кредитах и уплате за аренду. И если с кредитами должна разбираться все-таки федерация, то проблему аренды — решать городу. Необходимо освободить от арендных платежей те предприятия, которые принудительно закрыли.
По моим подсчетам получается, что 1 миллион 400 тысяч занятых продолжат работать очно. Так что стоит понять, кто у нас остается совсем без работы, и уже решать вопрос с их поддержкой».
Марина Шишкина, глава петербургского отделения «Справедливой России»:
«То, с чем мы сейчас столкнулись — это форс-мажор. Все — заложники ситуации, и здесь нужно вспомнить о том договоре, которое общество заключает с государством. Мы соглашаемся сидеть дома, как законопослушные граждане, то же делают и представители малого бизнеса — распускают людей по домам. Но что они получают взамен от власти? Ведь у нас патерналистское государство, обязательства которого перед гражданами в такой сложный период возрастают.
Конечно, мы ждем, что на поддержку бизнеса выделят деньги из резервных фондов, из фонда национального благосостояния — который создается именно на случай таких экстремальных ситуаций. И поддержка бизнеса — это в первую очередь задача федерального центра. Однако у регионов тоже есть жировой запас и свой чулок на „черный день“ — и самое время его сейчас достать».
Константин Чебыкин, депутат петербургского Законодательного Собрания от «Единой России»:
«В первую очередь стоит сформировать перечень организаций малого и среднего бизнеса, которые вынуждены приостановить свою деятельность. Во вторую — спросить у предпринимателей, чем еще им можно помочь в дополнение к тому, о чем уже заявил президент. В городе сейчас готовится второй пакет мер поддержки, который мы, возможно, рассмотрим на ближайшем заседании ЗакСобрания.
Я считаю, все-таки должны быть введены налоговые каникулы, а какие именно — нужно спросить у бизнеса. Может, некоторые платежи стоит перенести, кому-то необходимо предоставить дополнительные кредиты под малый процент или вообще без процентов и т. д.
Нужно также думать не только о малом и среднем бизнесе, но и крупном — нельзя забывать о предприятиях с госучастием. К примеру, пассажирский порт „Морской фасад“ сегодня терпит огромные убытки, ведь ему пришлось отложить начало круизной навигации из-за эпидемиологической обстановки».
Анжела Новосельцева
О том, почему Путин переложил ответственность за борьбу с эпидемией на губернаторов, в подкасте «Росбалта» рассказывает обозреватель Сергей Шелин.
Глава «Ассоциации защиты бизнеса» Александр Хуруджи в подкасте «Росбалта» доказывает, что лучший способ сегодня помочь бизнесу — перечислить сотрудникам 60% зарплаты из госказны.