Posted 6 марта 2020, 15:21
Published 6 марта 2020, 15:21
Modified 30 марта, 14:46
Updated 30 марта, 14:46
Последние дни выдались для Петербурга напряженными. Врачи обнаружили первый в городе случай коронавируса COVID-19. Затем на несколько часов закрыли поликлинику, в которой находилась пациентка с подозрением на заболевание, а общежитие, где жил госпитализированный студент из Италии, теперь — под «наблюдением» за закрытыми дверями. В итоге в инфекционной больнице к 6 марта оказались 64 человека. Все это вызывает опасения у местных жителей.
Корреспондент «Росбалта» пообщался с эпидемиологом и депутатами, чтобы выяснить, есть ли повод для паники и какие меры стоит предпринять.
Александр Егоров, депутат Законодательного собрания Петербурга:
«Давайте вспомним: когда из Азии пришел птичий грипп, люди тоже паниковали. Население перемещается, инфекция распространяется, это типично. От гриппа ежегодно умирает 600 тыс. человек в мире. Да, процент смертности от COVID-19 несколько выше, но не настолько, чтобы умирали все поголовно. Погибают ослабленные и нездоровые люди, другие же выздоравливают. Так что мы уделяем коронавирусу слишком много внимания.
В городе отменили Петербургский экономический форум, который мог пройти в июне. На мой взгляд, это преждевременно и мы уже где-то к концу апреля начнем забывать о заболевании. В Китае и Южной Корее эпидемия идет на спад. В Италии, как я понимаю, также уже пик достигнут.
В России на инфекцию реагировали неправильно. Например, сертифицированные тест-системы на коронавирус отправляли в Новосибирск, там исследовали анализы пациентов со всей страны. В итоге в Боткинской больнице возник скандал, что результаты долго не объявляют. Только потом, спустя 2-3 недели, эти тесты получил Петербург. Почему сразу так нельзя было сделать? Здесь Роспотребнадзор вел себя неверно.
Я считаю, что именно он ответственен за ситуацию с Боткинской больницей. В разгар такого кризиса, когда люди не понимают, как себя вести, вдруг увольняют главного врача единственной инфекционной больницы (Алексея Яковлева — «Росбалт»), ведущего вирусолога с мировым именем. Такой подход совершенно непонятен».
Лидия Сопрун, эпидемиолог, ассистент кафедры организации здравоохранения и медицинского права СПбГУ:
«Страха быть не должно. Новый коронавирус — это ОРВИ. Паника возникает потому, что с COVID-19 до сегодняшнего дня не сталкивались. Мы его только изучаем, отсюда и недопонимание. Тем более сейчас все болеют, эпидемический подъем, в частности гриппа. Люди и от него ежегодно умирают, хотя есть вакцина.
Любые ОРВИ приводят к летальным исходам, если у человека есть сложная соматическая патология — например, атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, эндокринные заболевания. Даже простуда ускоряет их развитие.
Любая вирусная инфекция подчиняется законам эпидемического процесса. Коронавирус не исключение. Есть рост заболеваемости, затем процесс стабилизируется, а потом происходит спад. Его мы ожидаем в ближайшее время из-за теплого периода.
Избежать заражения помогут типичные рекомендации. Во-первых, правильно носите маску: не более двух-трех часов, с плотным прилеганием ко рту и носу. Можно использовать респираторы, при этом фильтры подлежат замене.
Второй момент — соблюдение правил личной гигиены. Мойте руки с мылом, желательно жидким. На твердом остаются микроорганизмы. Если же им пользоваться, то делите на индивидуальные порции, каждый кусочек используйте одноразово. В местах большого скопления людей поможет спиртосодержащий кожный антисептик. Не забывайте, что трогать глаза и нос руками нельзя.
При повышении температуры, первых симптомах ОРВИ оставайтесь дома. Домашняя изоляция — лучший вариант. Проветривайте помещения, увлажняйте воздух специальными средствами. Или можно намочить полотенце и повесить на радиатор. Все это снизит вирусную нагрузку. Также поможет прием большого количества воды. Если вы понимаете, что обычными средствами заболевание не вылечить, вызывайте врача».
Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Петербурга:
«Мне кажется, у городских служб есть две обязанности. Одна из них чисто профессиональная — бороться с угрозой коронавируса. У нас достаточно специалистов в этой области.
Вторая обязанность — разъяснительная. Вводятся не очень приятные меры, например, карантин. У жителей возникает ощущение, что от них что-то скрывают, что-то делается необоснованно, нарушаются права человека. Недовольство возникает тогда, когда молчат и просто ставят перед фактом: начальство приказало — так и будет.
Но если людям объяснить, они согласятся терпеть определенные неудобства. И эта задача так же важна, как борьба с самим вирусом. В Петербурге этого не было сделано.
К тому же нам до сих пор не ответили по поводу увольнения главного врача Боткинской больницы Алексея Яковлева. Хотя факт назначения нового руководителя (Дениса Гусева — «Росбалт») является определенным ответом.
Никита Строгов