Posted 27 января 2020, 15:44

Published 27 января 2020, 15:44

Modified 30 марта, 15:02

Updated 30 марта, 15:02

Кто доживет до капремонта?

27 января 2020, 15:44
Уменьшать взносы, возросшие после Нового года в два раза, чиновники не собираются: денег на решение вопроса у города нет. Поэтому нынешнее увеличение - не последнее.

Петербуржцы в январе получили квитанции с «новогодними» суммами за капремонт — минимальный размер взносов увеличился ровно в два раза, с 4-5 до 8-9 рублей. Так, житель типовой 41-метровой «двушки» в панельной «хрущевке», построенной до 1970-х годов, вместо 197 рублей в месяц теперь заплатит 361.

Почему жители стали платить больше, а город — меньше? Сколько поколений собственников сменится в ожидании очереди своего дома на капремонт? Эти вопросы вместе с местными жителями представители Смольного, ЗакСобрания и регионального оператора обсудили на круглом столе в «Росбалте».

Варимся в общем котле

Петербуржцы, как и жители других регионов России, начали платить за капремонт общего имущества в многоквартирном доме в 2014 году. Тогда взнос составлял 2 рубля с квадратного метра. Как отмечает советник губернатора по вопросам ЖКХ Владислав Воронков, «решение о двух рублях приняли, чтобы приучить собственника к самой мысли о некой ответственности за состояние дома». Эту же мысль развивает и первый зампредседателя Жилищного комитета Сергей Шарлаев:

«Жители должны считать своим имуществом не только квартиру, но и многоквартирный дом в целом. Им принадлежит все: кровля, подвалы, лифты. И за это нужно платить. Такое ощущение, что сейчас люди этого не понимают», — сетует чиновник.

В 2015 году взносы на капремонт в Петербурге выросли до 3 рублей и вплоть до 2020 года составляли 4-5 рублей. Сегодня сумма платежей варьируется от 8 до 9 рублей за квадратный метр в зависимости от типа дома: дореволюционная, сталинская, хрущевская постройка, кирпичные и панельные дома, построенные после 1980 года.

Что и когда ремонтируют?

По закону, собственники могут выбрать два способа формирования фонда капитального ремонта. Так, взносы можно перечислять на счет регионального оператора или же на спецсчет своего дома в банке.

Первый вариант предполагает, что очередность ремонта по всем домам в Петербурге формирует регоператор: именно он расставляет приоритеты, составляя график зданий и работ. Много времени отнимает проектно-сметная бумажная бюрократия: к примеру, в этом году в городе вообще ничего не собираются ремонтировать и проведут только проектные работы по 150 зданиям, которые обойдутся в 180 млн рублей.

Второй вариант — сформировать фонд капитального ремонта своего дома на спецсчете в банке. В этом случае собственники сами выбирают подрядную организацию и проверяют качество выполненных работ. Увы, таких спецсчетов в Петербурге немного — их открыли всего 1379 многоквартирных домов в Петербурге — это около 5%.

Дело в том, процедура эта более энергозатратная: обеспечить кворум собственников на собрании многоквартирного дома, выбрать кредитную организацию, оператора счета, определить размер ежемесячного взноса на капремонт, который нужно пополнять регулярно.

Епархия регоператора

В зону ответственности регионального оператора (в Петербурге это - НО «Фонд — региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах») входит тринадцать видов работ. Регоператор контролирует ремонт фасадов, в том числе, домов-памятников, кровель, систем ХВС и ГВС, газо — и электроснабжения, подвалов, фундаментов, лифтов.

«Ремонтные работы мы выполняем без расселения дома и в разное время. Что-то стараемся синхронизировать, например, замену труб водоснабжения, водоотведения, отопления, — отмечает генеральный директор НО „Фонд — региональный оператор капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах“ Денис Шабуров. — Ежегодно мы меняем по 1000 лифтов. А с 2015 года отремонтировали 6 тысяч многоквартирных домов».

Сами работы за пять лет претерпели изменения: к примеру, сейчас фасады ремонтируют полностью, в то время как раньше — только швы.

«В спальных районах отбивают плитку на фасадах и полностью штукатурят их, то есть, жители получают новый архитектурный облик микрорайона. Так, полностью отремонтировали дома на Софийской улице, на проспекте Маршала Блюхера, на улице Ткачей», — рассказывает Шарлаев.

Нерадивые хозяева

Петербург — город сложный в плане капремонта. В центре много исторических зданий, требующих ремонта особой сложности по высоким расценкам. А жилой фонд сильно изношен. Депутат петербургского ЗакСобрания Алексей Ковалев уверен, что плохое состояние домов в Северной столице — головная боль не только и не столько петербуржцев.

«Виноваты в этом не граждане, которые нерадиво содержали свои дома. Еще в СССР эксплуатации зданий не уделяли должного внимания, и поэтому они пришли в такую негодность. Возлагать на петербуржцев этот недоремонт, накопившийся десятилетиями, недопустимо», — считает парламентарий.

Депутат ЗакСобрания Ирина Иванова также уверена, что именно городская власть должна отвечать за состояние зданий в черте Петербурга:

«Вообще-то город тоже собственник, и его прямая обязанность следить за ней. А ответственность постепенно перекладывают на плечи людей».

Например, в прошлом году на капремонт город направил 4,3 млрд рублей, а с жителей собрали 4,7 млрд рублей. В 2020-м пропорция изменилась: из городской казны на ремонт домов пойдет только 3 млрд, в то время как с собственников планируют собрать уже 10 млрд рублей.

Назвали на круглом столе и другие интересные цифры: с 2014 года петербуржцы собрали на капремонт 18 млрд, в то время как из городского бюджета выделили 32 млрд. Общий же объем стоимости программы до 2038 года составляет 700 с лишним млрд рублей — и пока неясно, откуда взять деньги.

Вектор тарифного роста

Среди основных причин увеличения минимальных взносов за капремонт чиновники называют подорожание работ и отставание по региональной программе.

«Нам нужно выполнять региональную программу капремонта, рассчитанную до 2038 года. Сейчас мы отстаем по периоду 2015—2017 годы на 3 тысячи видов работ в сумме 19 млрд рублей. При таких низких взносах тенденция продолжится», — отмечает Сергей Шарлаев.

Именно поэтому взносы на капитальный ремонт в Петербурге будут увеличиваться каждый год, безапелляционно заявляет советник губернатора Владислав Воронков.

«Мы подсчитали, сколько денег необходимо, чтобы отремонтировать все дома к 2038 году. Это порядка 16 рублей с квадратного метра. До этой величины Петербург должен дойти, несмотря на инфляцию, экономические изменения и санкции», — отмечает Воронков.

По его словам, несколько лет назад был опубликован сравнительный расчет, за какое время удастся отремонтировать одинаковый дом в Москве и Петербурге. Москва, собирая по 15-19 рублей за квадратный метр с жильцов, сможет отремонтировать дом примерно за 29 лет. Петербург, собирая по 2, 4, а теперь 8 рублей, доберется до ремонта за 158 лет.

«Если хотим дождаться капремонта, мы сами должны приблизить его экономическим вложением в собственную недвижимость. За пять лет программы среднестатистический дом в нашем городе накопил 2 млн рублей. А для капремонта одного здания требуется примерно 60 млн», — резюмирует советник губернатора.

Доля человеческая

Алексей Ковалев уверен, что нельзя исходить из объективных цифр стоимости капремонта, когда речь идет о финансовой нагрузке на людей.

«Очевидна явная диспропорция в затратах на капремонт хрущевки и дореволюционного дома. Но в самых сложных в плане ремонта домах — а это исторический фонд — живут зачастую наименее обеспеченные люди. К примеру, в коммуналках. Такой шоковой терапией, постоянно повышая тарифы, ничего добиться нельзя. Почему бы из бюджета не выделять больше средств на эти цели?» — задался депутат вопросом. На него у советника губернатора тут же находится ответ: бюджет, увы, не резиновый!

Алексей Ковалев также отмечает, что капремонт необходимо вести на средства, не менее 40% которых идут из бюджета:

«Раньше в законе Санкт-Петербурга была прописана норма о том, что город должен покрывать 40% региональной программы. В 2019 году она исчезла».

Альтернатива накоплениям

Депутат Ирина Иванова уверена, что сколько ни вкладывай денег в программу и какие объемы выполнения ни ставь, отремонтировать все дома в Петербурге с одним региональным оператором не удастся.

«Государство могло бы предложить людям механизм в виде пониженной ставки кредитования или нулевой ставки. И тогда жильцы небольших домов на 250 квартир почувствовали бы себя собственниками. В СССР жилищно-строительные кооперативы существовали прекрасно. Но, увы, нашей банковской системе эти программы не интересны», — сетует законодатель.

Пока ни о каких альтернативных механизмах речи не идет, пора бы задуматься о том, чтобы сделать программу капремонта более прозрачной: сейчас кажется, что фонд по капремонту волюнтаристским решением выбирает дома, никак не мотивируя свои решения.

Пригодился бы петербуржцам и открытый информационный ресурс, на котором каждый собственник мог бы посмотреть, сколько его дом уже насобирал средств и сколько еще должен — на ремонт фасада, крыши, подвала и другие работы.

Тем временем уже почти 40 тысяч человек на Change.org подписали петицию губернатору Александру Беглову с призывом вернуть тарифы 2019 года и заморозить их на этом уровне. Судьба ее очевидна: уменьшать взносы за капремонт чиновники не собираются, ведь для них это вопрос, скорее, технический, а не социальный. И, как обычно — денег на его решение у города нет, а соблазн еще сильнее вывернуть карманы петербуржцев практически непреодолим.

Анжела Новосельцева

Подпишитесь