Posted 29 ноября 2019, 16:40
Published 29 ноября 2019, 16:40
Modified 30 марта, 15:24
Updated 30 марта, 15:24
В новостях регулярно всплывают сообщения о ДТП с участием авто напрокат.
Причем за рулем нередко оказываются те, у кого в принципе нет прав — например, в силу возраста. Казалось бы, сотрудники каршеринговых компаний должны следить за ситуацией, но надежды не оправдываются.
«Росбалт» вышел на черный рынок, где продают доступ в такие авто. Оказалось, сесть за руль может даже ребенок, причем за символическую плату.
Лихачи на каршеринге
Трудовая неделя 25 ноября началась для одного из экипажей ДПС с погони. На Набережной Черной речки сотрудники дали сигнал автомобилю, но водитель проигнорировал полицейских и умчался дальше — впрочем, безуспешно. Машина оказалась каршеринговой, а за рулем сидел 17-летний подросток. Прав, само собой, у молодого человека не было, а машину он взял по поддельному аккаунту.
В июне «отличился» другой нарушитель, сбивший коляску с двухлетней девочкой. Водительского удостоверения у виновника также не нашли.
«А это нормально, что каршеринг выдает машины людям без прав?» — регулярно задаются вопросом пользователи соцсетей.
Без прав и на коне
Традиционно каршеринг-сервисы работают следующим образом. Желающий скачивает приложение на смартфон и регистрирует аккаунт на себя. Программа просит ввести данные паспорта и водительских прав. Пользователь находит ближайший автомобиль на карте и пользуется — без ключей.
При этом строго карается передача управления человеку со стороны. Так, один известный сервис наверняка спишет 150 тысяч рублей штрафа. Злоумышленников это не останавливает.
В России действует подпольный рынок, где продают «черные» аккаунты на каршеринг. Схема простая. Некто решает избежать неприятного наказания за вождение без прав, неправильную парковку или, например, проезд на «красный». Нелегальные аккаунты дают возможность ездить в свое удовольствие. Штраф «прилетит» кому-то другому, водительское удостоверение получать необязательно, а риск нарваться на сотрудников полиции невелик. Такой вот «лакомый десерт» предлагают на черном рынке.
В одном петербургском каршеринге корреспондента «Росбалта» заверили, что системы безопасности справляются с подобным мошенничеством.
«У нас есть, в принципе, защита. При регистрации в приложении нужно загрузить документы и повторить определенный жест, который мы высылаем человеку. Другой не сможет этого сделать, согласитесь», — отметили в компании.
Корреспондент уточнил, что информацию о жесте могут передать злоумышленники, которые и создали «черный» аккаунт. Специалист согласился.
«Технически аккаунт все-таки может быть передан», — уступил собеседник. При этом сотрудник напомнил о важности соблюдения договора, многотысячных штрафах и уголовной ответственности.
Злоумышленников подобные доводы, само собой, не останавливают. Они обитают в соцсетях и популярных мессенджерах. «Росбалт» связался с некоторыми из таких торговцев.
Увлекательные диалоги
Казалось, выйти на нелегальный рынок будет непросто. Поисковики традиционно не выводят сайты с сомнительными услугами.
На помощь пришли соцсети: десятки сообществ даже не пытаются скрываться, а администраторы охотно идут на контакт.
Так, продавцов «черных» аккаунтов не смутило, что корреспондент притворился подростком без прав. Дело в шляпе. При этом расценки лояльные: от 1600 до 3500 рублей, в зависимости от компании каршеринга и класса комфортности автомобиля.
Корреспондента заверили в безопасности денежных операций. Более того, за дополнительную плату предложат анонимную карту — «чтобы не засветить свои данные».
Даже проблемы с правилами дорожного движения никого не смутят. Торговцев интересует непосредственно сделка купли-продажи, а после получения денег контакты сходят на нет. Впрочем, не всегда, как выяснится позднее.
F.A.Q. для новичков
Даже в среде злоумышленников бытуют понятия о чести. Один из нелегалов вообще разработал инструкцию — ответы на часто задаваемые вопросы. Выяснилось, что продавцы порой предоставляют гарантию на услуги. Такая вот полулегальная сделка: даже здесь действуют правила «гражданского кодекса».
При этом негарантийные случаи самые разные. Известно, что в некоторых компаниях по прокату перед поездкой требуют селфи-контроль. Не получилось обойти систему — проблема пользователя, предупредил собеседник. Деньги не вернут и в том случае, если попадешь в ДТП, а каршеринг заблокирует аккаунт.
Отдельного внимания заслуживает вопрос с формулировкой «А если мусора тормознут?» (прямая цитата). Собеседник посоветовал показать сотрудникам документы на автомобиль и права.
«В случае, если просят показать приложение (на смартфоне от компании каршеринга — „Росбалт“), либо же говорите, что телефон сел, нет зарядки и т. д., либо сразу дайте им то, от чего они тают», — намекнул на взятку автор инструкции. По его мнению, водителям без прав остается только последний вариант.
Торговец даже предупредил об ответственности по 166-й статье уголовного кодекса — «неправомерное завладение автомобилем без цели хищения». Мужчина обещает небольшие проблемы: штраф или условный срок — при отсутствии судимости. Санкции статьи действительно либеральные, хотя риск сесть на пять лет все-таки есть.
«В любом случае, что бы ни происходило, ни в коем случае не говорите, откуда вы взяли аккаунт, и ничего не придумывайте. Чтобы выйти без последствий, лучше вовсе прикинуться немым», — обезопасил себя злоумышленник.
Он посоветовал при задержании ссылаться на статью 51 Конституции — право хранить молчание.
Отдельно мужчина упомянул службы безопасности компаний каршеринга. «Авто напичканы многочисленными датчиками, которые передают информацию о том, как ведет себя за рулем водитель. И главное не привлекать внимание сотрудников СБ (службы безопасности — „Росбалт“)», — рассказал автор инструкции. Он посоветовал не нарушать правила дорожного движения и вести себя адекватно, чтобы не вызвать подозрения компании.
Без лицензии — в таксисты
Итог: получить каршеринг можно нелегально — например, если охота порулить без прав. Иногда на связь с черным рынком мотивируют и другие соображения. Например, желание подзаработать в качестве водителя такси.
По закону, работа таксистом требует официального трудоустройства либо оформления статуса индивидуального предпринимателя. В последнем случае понадобится еще и лицензия, иначе при поимке оштрафуют на 5 тыс. рублей. И так каждый раз.
Бумажная волокита отпугивает. Не слишком законопослушные граждане предпочитают подвозить граждан самостоятельно, вот только клиентуру найти затруднительно.
Здесь и приходят на помощь нелегалы. Пользователю обещают подключение к крупному игроку рынка такси. Заказы льются рекой, лицензию оформлять не просят, тогда как выплаты и бонусы обещают сразу — за небольшую комиссию, например 5 рублей.
«Росбалт» пообщался с некоторыми такими «бескорыстными» нанимателями. Какие-то документы все-таки потребуют: водительское удостоверение и паспорт транспортного средства.
При этом проверять законность водительских прав, разумеется, не будут. Например, в октябре полицейские из Петербурга остановили таксиста, якобы работавшего на известную компанию. Мужчина оказался пьян, а его права — поддельными. Так и осталось неясным: то ли бренд не уследил, то ли работал нарушитель по нелегальной схеме.
В таких случаях встает вопрос о безопасности пассажиров — казалось бы, нравственный выбор. Однако злоумышленники сразу обещают золотые горы, особенно в зимний период. Иногда настойчиво. Как тут не поддаться?
Черный рынок развивается активно, и «Росбалту» удалось испытать это на себе. Нелегальные торговцы продолжали писать корреспонденту и несколько дней спустя. Неудивительно, что многие сдаются под таким напором. Поездка на автомобиле почти задаром или «несметные богатства» таксиста-любителя весьма соблазнительны. На другой чаше весов — представления о порядочности и уважение к закону.
Но вот не у всех они перевешивают.
Никита Строгов