Posted 2 сентября 2019, 15:18
Published 2 сентября 2019, 15:18
Modified 30 марта, 16:04
Updated 30 марта, 16:04
Тысячи первоклашек сегодня впервые сели за парту. Впереди у школьников и их родителей непростые, но яркие годы обучения. Однако у детей с ограниченными потребностями здоровья «годы чудесные» пройдут куда тяжелее. «Росбалт» узнал, что представляет собой современное школьное образование детей с инвалидностью.
Все вместе
Инклюзивное образование подразумевает обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обычном классе обыкновенной школы. Это позволяет повысить адаптационный потенциал детей и бороться с дискриминацией. Также существует вариант своего рода частичной интеграции, когда в школе создается специализированный класс, но этот вариант не является в точном и полном смысле инклюзивным.
«При этом для ребенка с ограниченными возможностями здоровья создают во время обучения дополнительные условия, которые учитывают его особенности и позволяют удовлетворить его специфические образовательные потребности», — подчеркивает доктор педагогических наук, профессор, проректор по инклюзивному образованию РГПУ имени Герцена Виталий Кантор.
В инклюзивном подходе заложена идея обучения в одном классе «обычных» детей, а также школьников с различными нарушениями в развитии, будь то нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи и других.
Два пути
«Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования детей с ОВЗ, которые РГПУ имени Герцена по госконтракту с Минобрнауки России разработал в 2013—2014 годах, касаются девяти категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. С 2016 года эти стандарты реализуются по всей стране. В них зафиксирована возможность обучения детей как в инклюзивном формате, так и на основе образовательной дифференциации», — рассказал Виталий Кантор.
По словам эксперта, Петербург проявил абсолютную разумность в сфере образовательной политики, сохранив традиционную систему обучения таких детей с опорой на специализированные дошкольные и школьные учреждения и при этом активно внедряя инклюзивный формат.
«Существуют две взаимодополняющие модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря этому можно выбрать оптимальный образовательный маршрут для каждого ребенка с учетом его конкретных возможностей, ситуации развития и других факторов. Не должно быть крайностей — либо „все только в специальную школу“, либо „все только в инклюзию“, — убежден Виталий Кантор.
В цифрах
В Петербурге успешно работает целая сеть специализированных школ для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В нее входят 56 коррекционных образовательных учреждений, из которых 40 школ и 16 школ-интернатов.
Всего в специальных школах, по данным комитета по образованию, учится более 15 тыс. человек.
В общеобразовательных школах города существует около 297 коррекционных классов для 3556 детей с тяжелыми нарушениями речи и зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью и нарушением опорно-двигательного аппарата,
Всего 867 школьников в Петербурге обучаются инклюзивно на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Речь идет о детях с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нарушением интеллекта.
Кроме этого, в Петербурге работает центр образования, где обучаются поздноослепшие дети, подростки и взрослые. Здесь реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы основного и среднего общего образования.
Инклюзивный подход в России
„Инклюзия, как явление образовательной политики, уже давно существует в мире. Мы сейчас в каком-то смысле наверстываем упущенное время, но делаем это очень интенсивно. Надо понимать, что инклюзия начала становиться реальностью еще до того, как была зафиксирована в федеральном законе ‚Об образовании‘, когда ее стала активно продвигать родительская общественность. Это и стало толчком к тому, что она была ‚узаконена‘, — рассказывает Виталий Кантор.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья, в тех случаях, когда считали это целесообразным, настойчиво стремились направить своих детей учиться в обычные образовательные учреждения. Другой вопрос — насколько эта оценка целесообразности была объективной, но здесь необходимо внимательно рассматривать каждый отдельный случай.
‚В Петербурге огромную роль сыграла Ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов (‚ГАООРДИ‘), которая являлась первой из подобных организаций в стране. Во многом благодаря ее активной позиции город стал одним из локомотивов и флагманов инклюзивного движения“, — поясняет эксперт.
Дети с аутизмом
В Петербурге продолжает развиваться инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра с поддержкой в „ресурсном классе“.
В комитете по образованию отметили, что обучение детей с аутизмом исключительно среди сверстников с такими же расстройствами в ряде случаев может отрицательно сказаться на социальном развитии ребенка. Именно поэтому была организована работа по обучению детей с аутизмом в условиях инклюзивного образования с поддержкой в „ресурсном классе“. Дополнительную помощь детям оказывают специалисты и тьюторы.
Открытие новых „ресурсных классов“ ежегодно обсуждается на собеседовании по оптимизации сети государственных образовательных учреждений, которое комитет по образованию проводит с заместителями глав администраций районов.
Проблемы инклюзии
Практическое и эффективное внедрение инклюзивного формата образования детей с ограниченными возможностями здоровья требует реализации комплекса важных условий. Среди них особенно значимым является кадровое обеспечение.
„Педагог инклюзивного образования — не формальная сумма ‚обычного‘ учителя и учителя-дефектолога. Это совершенно иное качество педагога, и именно в обеспечении такого качества и содержится ключ к воплощению идеи инклюзии“, — отмечает Виталий Кантор.
В будущем, с учетом расширения масштабов инклюзиии, потребность в педагогах-дефектологах будет увеличиваться, считает эксперт.
Дмитрий Глебов
„Росбалт“ представляет проект „Все включены!“, призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.