Posted 6 августа 2019, 14:59

Published 6 августа 2019, 14:59

Modified 30 марта, 16:15

Updated 30 марта, 16:15

«Трупы, изнасилования и все что угодно». Почему поездка в такси превращается в русскую рулетку

6 августа 2019, 14:59
Эксперты полагают, что для агрегаторов в борьбе за рынок жизнь и здоровье пассажиров уходят на второй план.

Сервис онлайн-заказа такси от «Яндекс» регулярно попадает в новостные ленты. Чаще всего поводы печальные. Из последних — попытка изнасилования несовершеннолетней девушки таксистом и поимка в Пушкинском районе Петербурга водителя компании с поддельными правами. За неделю до этого — кровавое ДТП на Обводном канале. У его виновника, таксиста-мигранта, водительских прав вообще не оказалось — даже фальшивых. О менее громких случаях, вроде многочисленных ДТП, мы не говорим.

«Росбалт» попросил экспертов объяснить, с чем связано такое количество шокирующих историй с «Яндекс.Такси» и как они отразятся на будущем отрасли.

Александр Холодов, член комиссии по безопасности дорожного движения Санкт-Петербурга, вице-председатель «Комитета по защите прав автовладельцев»:

«В «Яндекс.Такси» хотят и на елку влезть, и ничего не ободрать. Их позиция проста: «Мы просто IT-фирма, передаем заказ от пассажира перевозчику, а сами не при делах». Но при этом ведут себя как полноценная компания такси, когда дело доходит до установки тарифов и мер по отношению к водителям. Так что «Яндекс.Такси» желает иметь все плюсы перевозчика, но при этом снять с себя всю ответственность. В такой ситуации предполагать, что проблем не будет — верх наивности.

Я считаю, что «Яндекс» просто пытается получить монополию. Стоит задача — захватить рынок, а жизни людей уже не столь важны. После того, как они выполнят ее, возможны смена приоритетов и повышение требований к водителям.

Конечно, хочется сказать, что настанет счастливое будущее, когда они наконец-то захватят рынок, но надо понимать, что сейчас появляются новые игроки, которые пытаются отвоевать свой «кусок». В том числе Mail.ru со своим «Ситимобил». Действующие компании тоже не хотят уступать долю, например, Gett. Тот же Uber, несмотря на объединение с «Яндекс», может в какой-то момент пересмотреть договоренности.

Поэтому, пока у нас экономические процессы будут дороже человеческой жизни — будут трупы, изнасилования и все что угодно.

Если бы в «Яндекс» хотели навести порядок, то давно бы это сделали. Механизмы воздействия на водителя отработаны, просто ими пользуются исключительно в коммерческих целях. Например, водителю говорят: пожалуйста, можете не писать наше название на машине, но в приоритете заказ пойдет тем, у кого оно есть. А теперь преимущество имеют те, кто еще и «колпак» поставил. После этого появляется еще что-то.

Могут ли они ограничить смену водителя восьмью часами? Могут. Но только зачем — это минус клиенты, водители, доходы и доля рынка».

Андрей Попков, председатель координационного совета профсоюза «Таксист», член Общественного совета Минтранса России:

«Я считаю, что сегодня отрасль такси является криминальной. Профессиональные стандарты отсутствуют, режим труда и отдыха не соблюдается. Около 70% водителей — иностранцы, потому что доход очень низкий, и нормальные люди на такую работу не идут. Медосмотров и техосмотров практически нет — все фальсифицируется.

Мы всегда требовали и требуем, чтобы «Яндекс» признали работодателем по отношению к водителю. Потому что декриминализировать отрасль можно, только если отталкиваться от Трудового кодекса и транспортного законодательства.

Я общался с руководством «Яндекс.Такси» — они витают в каких-то информационных облаках. Их совершенно не интересуют ни качество обслуживания, ни водители — важна только прибыль. Несмотря на то, что они говорят, что испытывают убытки, доходность у них чумовая.

На сегодняшний день «Яндекс», по сути, подменил государственные органы. Этой функцией должно заниматься государство, жестко регулировать и наказывать за нарушения.

Виктор Соловьев, председатель правления некоммерческого партнерства «Петербургское такси»:

«ЯндексТакси» не отвечают за автомобили, которые работают под их брендом. Соответственно, всю ответственность они перекладывают на перевозчиков, которые в связи с низкими тарифами не могут нанимать хороших водителей и должным образом обслуживать таксопарк. Маржинальность перевозок ведь сегодня очень низкая.

Отрасль такси скоро перестанет существовать. Нормальные автотранспортные предприятия не могут конкурировать с демпинговыми ценами. Отрасль уничтожается целенаправленно и специально.

Но мне кажется, что в скором будущем компания «Яндекс.Такси» может тем или иным способом перейти государству. Не напрямую, а опосредованно — через акции и банки.

Как только пропадут все предприятия-конкуренты, они все-таки начнут повышать цены. Однако это будет не слишком заметно. Дело в том, что их модель бизнеса заточена на постоянное увеличение количества заказов. В первую очередь «Яндекс.Такси» зарабатывает не на поездках, а на цене акций. Для этого нужно постоянно показывать растущие результаты. Эта модель сама по себе не предполагает повышение качества или сильное увеличение цены за услуги.

Где-то через год Петербург ждет примерно такая ситуация, как в Москве — 70% водителей в «Яндекс.Такси» будут гастарбайтеры. Впрочем, их уже и сейчас довольно много.

Для повышения безопасности «Яндекс.Такси» нужны законодательные изменения. Уже шесть лет в Госдуме обсуждается федеральный закон о такси. В его нынешней редакции у агрегаторов и перевозчиков совершенно разная степень ответственности. Именно поэтому закон необходимо изменить. Если когда-нибудь примут его обновленную версию, «Яндекс.Такси» начнет отвечать за свою работу перед органами исполнительной власти и контролирующими организациями. Сейчас позиция компании в принципе противоречит автомобильному уставу, в котором сказано, что тот, кто принял заказ, тот и отвечает за его выполнение.

Святослав Данилов, руководитель Региональной общественная организация автомобилистов «СПб.Авто»:

«Число вопиющих случаев с «Яндекс.Такси» уже достигло критического уровня. Хотелось бы, чтобы это отразилось на поведении компании. Агрегатору необходимо реформирование, чтобы максимально обезопасить пассажиров от подобных ситуаций. Но будет ли компания этим заниматься — вопрос.

Причина, скорее всего, кроется в юридической плоскости. Они не являются компанией, которая оказывает услуги такси. Это IT-компания, которая предоставляет подключение таксомоторных компаний к своему сервису и тем самым обеспечивает им клиентов. В этом основная проблема.

В моем понимании, агрегатор мог бы установить более высокую степень контроля за теми компаниями, которые работают с ним: обязательные требования, проверки и прочее, что позволило бы отсеивать водителей, не имеющих права управления транспортным средством.

Уверен, что сервис будет только расти, умножать свои возможности и территорию охвата. Несмотря ни на что».

Дмитрий Глебов

Подпишитесь