Posted 26 июня 2019, 16:30
Published 26 июня 2019, 16:30
Modified 30 марта 2024, 16:32
Updated 30 марта 2024, 16:32
Два петербургских муниципалитета в среду прогремели на всю страну. В одном кандидатов в депутаты душили прямо на входе, в другом политиков били и разбивали их телефоны. И там, и там потасовки закончились кровопролитием. Магическим образом ситуация изменилась лишь после вмешательства Центризбиркома. «Росбалт» запечатлел счастливую развязку, но позднее выяснилось — беспредел вернулся на круги своя.
4:30 утра, у здания муниципального образования Ржевка на улице Коммуны начинают собираться люди. Все они желают стать кандидатами в петербургские муниципальные депутаты на выборах, которые пройдут 8 сентября.
МО Ржевка стало одним из тех районов Северной столицы, где выборы были назначены тайно — 9 июня. Но широкая общественность узнала об этом лишь спустя 11 дней, когда соответствующее решение было опубликовано на сайте ГИКа. А местная избирательная комиссия определила свой, особый порядок работы — документы от кандидатов там решили принимать лишь с 9 до 11 утра. При этом срок подачи заявок должен завершиться уже в эту пятницу, 28 июня.
Узнав о том, что на выдвижение им остается всего несколько дней, потенциальные кандидаты поспешили в ИКМО. Но не тут-то было. Здание районного избиркома фактически перешло на осадное положение: внутрь не пускали ни представителей «Справедливой России», ни даже депутатов городского Заксобрания.
В очереди же регулярно оказывались странные ребята спортивного вида, в руках у них не было никаких документов. Будущие слуги народа также отказывались представляться. Зато каким-то чудесным образом все попадали внутрь, где затем целый час якобы проходили регистрацию. Логично, что районная комиссия не успевала принять всех желающих и закрывалась после 11 утра. В среду события приняли драматичный характер, и о них узнала вся страна.
Примерно в полдесятого утра независимые кандидаты предприняли попытку пройти внутрь. Разгорелась потасовка, активное участие в которой приняли те самые спортивные ребята и охранник районной администрации. Двое молодцев навалились на одного молодого человека и, придавив его к стене, принялись душить.
«Что вы делаете?» — возмущались кандидаты, но были фактически вышвырнуты из здания ИКМО.
«Вы сюда не пройдете!» — кричали им вслед.
По словам одного их тех, кто не попал внутрь, в искусственной очереди оказались в том числе и действующие депутаты.
В 11:00 дверь районной избирательной комиссии закрылась окончательно. Независимые кандидаты потирали полученные раны, у некоторых на одежде были следы крови. Они вновь не смогли зарегистрироваться и остались на улице в ожидании вызванной на место полиции.
Через некоторое время трое молодых спортсменов неожиданно вернулись к администрации. В руках они держали смартфоны и снимали кандидатов на видео. Корреспондент «Росбалта» предпринял попытку пообщаться с мужчинами.
«А можно с вами поговорить, вы ведь кандидаты в депутаты?» — ответом журналисту было молчание.
Спустя несколько минут к зданию ИКМО подъехал автомобиль с сотрудниками Росгвардии. Тут же из здания вышел и охранник, несколько дней не пускавший кандидатов внутрь. Мужчина сразу пошел в наступление.
«Я одно могу сказать — вот эти люди, я убедился, наглые, беспринципные, врут прямо в глаза. Они могут и взрывные устройства подбросить, и деньги, и героин — в общем, любым способом помешать регистрации кандидатов», — заявил он.
«Подскажите, а мы можем пройти внутрь, чтобы пообщаться с главой администрации?» — уточнил корреспондент «Росбалта».
«А он по-моему в отпуске», — пожал плечами охранник.
«Можете позвонить ему и узнать?»
«Я не могу позвонить. Телефон есть и деньги на нем есть, но номера главы нет».
«Но мы можем войти?»
«Сейчас нет, конечно».
Сотрудник охраны ушел обратно в здание, закрыв за собой дверь. Вместе с сотрудниками Росгвардии толпа кандидатов осталась дожидаться появления участкового — войти в здание можно лишь в его присутствие. Те самые спортсмены спокойно обошли здание и попали в ИКМО через черный вход. Журналиста и кандидатов внутрь, разумеется, не пустили, на настойчивый стук в дверь не отклинулись. Через окно четко видно, что в здании горит свет.
Сколько бы еще продолжалось томительное ожидание — неизвестно. Но внезапно к зданию на улице Коммуны приехала колонна из нескольких дорогих машин. Из иномарок вышла делегация в лице главы петербургского избиркома Виктора Миненко и члена ЦИКа Евгения Шевченко.
«Что здесь происходит?» — возмутился первый.
«Независимых кандидатов силовым воздействием не пускают внутрь, выламывают руки. Третий день стоим здесь», — пожаловались муниципалы.
В этот момент сопровождающие Миненко и Шевченко активно стучались в дверь. Надежд было мало, ведь все последние часы кандидаты барабанили что есть сил. Но внезапно та открылась. Делегация зашла внутрь.
«Почему дверь у вас закрыта? Кто дал команду?» — гремел Миненко.
«С 9 до 18 часов каждый день должен вестись прием документов от кандидатов. В данном случае искусственное воспрепятствование приему документов — это уголовно наказуемое деяние», — вторил ему Шевченко, обращаясь к председателю районного ИКМО Ирине Трухановой.
«Мы открыли ровно в 9 и сказали — кто первый, тот и проходите. А что там произошло — я не знаю. Мы никому не отказываем в приеме документов. Честно говоря, мы тоже боимся, я сегодня испугалась за свою жизнь», — заявила та. Представитель Центризбиркома был категоричен.
«Ситуация у нас такая. Сейчас все садятся за столы и начинают прием документов. Если вы думаете, что мы сейчас уедем и вы можете закрыть дверь, то вы ошибаетесь. Ежедневно в 10:00 и 18:30 соответствующие службы избирательной системы Санкт-Петербурга будут информировать руководство и членов ЦИК о том, что происходит в каждом муниципалитете. И не дай бог мы узнаем, что такой беспредел творится на выборах», — подчеркнул Шевченко.
Одновременно горизбирком изменил сроки приема документов от кандидатов на выборах в Ржевке. Теперь стартом кампании считается 21 июня, а не 9 (у муниципалов есть 20 дней на выдвижение). Это решение должно быть одобрено в четверг.
После ухода делегации избирательная комиссия Ржевки, наконец, начала принимать документы у муниципалов. Но, как выяснилось, ненадолго. Как сообщил «Росбалту» самовыдвиженец Илья Сиялов, через некоторое время двери ИКМО вновь закрылись, и охрана отказывалась пропустить еще троих кандидатов.
«Мы им сказали — мол, вы что, с ума сошли? Только что здесь были представители Центризбиркома и городской комиссии. После этого людей пустили внутрь», — сказал собеседник агентства.
По его словам, каждому кандидату для подачи документов хватило и 20 минут.
Илья Давлятчин