Posted 1 марта 2019, 18:02
Published 1 марта 2019, 18:02
Modified 30 марта 2024, 17:24
Updated 30 марта 2024, 17:24
До выборов губернатора Санкт-Петербурга остается всего шесть месяцев. Еще недавно политическая элита города живо обсуждала, останется ли Александр Беглов кандидатом номер один — шанс усомниться в этом давали противоречивая кампания с ранним стартом, переменные успехи и поражения в битве со снегом и льдом, а также несколько случайных скандалов в публичном поле. Да и сам врио ни разу прямо не ответил, будет ли баллотироваться на должность градоначальника Северной столицы.
Точку в данном вопросе поставило известие о том, что Владимир Путин включил Беглова в состав Совета безопасности РФ — да еще и заявил, что он человек «очень достойный». Но если в отношении фаворита предвыборной гонки никаких сомнений теперь не осталось, то спрогнозировать, кто составит ему компанию в борьбе за пост градоначальника, пока довольно сложно. Можно только предполагать.
Как раз на этой неделе депутат Законодательного собрания Оксана Дмитриева, не допущенная к выборам в 2014 году, заявила, что готова и на этот раз участвовать в битве за губернаторское кресло от «Партии роста». Однако, по ее словам, это будет возможно, только если «Единая Россия» поможет ей преодолеть муниципальный фильтр, выполняющий де-факто функцию заградительного барьера.
Без сомнения, Дмитриева — известный политик, прошедший не одну избирательную кампанию и обладающий большим опытом, в том числе административным. Тем не менее ее рано называть единственным кандидатом от «Партии Роста» — даже несмотря на то, что Оксана Генриховна утверждает, что именно она будет самым сильным кандидатом от оппозиции.
Внутрипартийную конкуренцию ей может составить еще один депутат Законодательного собрания Максим Резник. Его также можно отнести к числу наиболее известных городских политиков. Нельзя забывать, что именно он выступает с позиции «основного» оппозиционера по отношению к политике действующей администрации, играя на тактических ошибках врио губернатора.
Поскольку ни одного официального социологического исследования на сегодняшний день нет, сложно сказать, чей рейтинг сейчас выше — опытной Оксаны Дмитриевой, не демонстрирующей серьезной оппозиционной активности, или Максима Резника, популярность которого за последние месяцы должна была вырасти.
Почти наверняка не останутся в стороне от выборов и коммунисты. По слухам, КПРФ практически определилась с участием в избирательной кампании режиссера и депутата Госдумы от Петербурга Владимира Бортко. В 2016 году в битве за депутатский мандат он победил миллионера Бориса Пайкина, а «Единая Россия», в силу масштаба фигуры Бортко, тогда приняла решение даже не выставлять своего кандидата в его избирательном округе.
Изначальные ожидания местных элит сводились к тому, что внутри партии символический выбор будет делаться между Бортко и кем-то из местных коммунистов. Но в расстановку сил вмешалась федеральная фигура. Журналист, телеведущий и руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Владимирской области Максим Шевченко объявил о своем желании участвовать в борьбе за пост губернатора Петербурга. Безусловно, он также надеется на выдвижение от КПРФ.
Но, как говорят, кандидатура Бортко — вопрос все же решенный. И будет ли пробовать свои силы Максим Шевченко как самовыдвиженец, до конца пока непонятно — хотя соответствующее заявление от него прозвучало.
«Справедливая Россия» выбирает между председателем регионального отделения партии в Петербурге Мариной Шишкиной и депутатом Госдумы Олегом Ниловым. Они оба петербуржцы, но кандидатура Шишкиной выглядит гораздо более привлекательной с электоральной точки зрения. Роль Олега Нилова в городе практически не заметна, а глава петербургских справороссов, напротив, активна, известна и уважаема в Северной столице и как политик, и как эксперт.
«Яблоко», в свою очередь, уже пообещало поддержку депутату ЗакСа и старейшему представителю партии в Санкт-Петербурге Борису Вишневскому, который активно заявляет о своем желании баллотироваться на пост петербургского губернатора. Кстати, нужно отметить, что членство в разных партиях не мешает Резнику, Вишневскому и Шишкиной «дружить в политике» и поддерживать друг друга — хотя на фоне коллег представитель «Яблока» выглядит чуть слабее. Тем не менее он очевидно имеет несколько больше шансов на выдвижение, чем его федеральный однопартиец Николай Рыбаков. Его кандидатура, по слухам, также обсуждается — хотя никаких соответствующих заявлений Рыбаков пока не делал.
В ЛДПР рассматривали в качестве потенциального кандидата публициста Николая Старикова. Правда, петербуржцы знают его гораздо хуже, чем ведущие федеральных каналов. Также ходили слухи о политических амбициях действующего координатора партии и руководителя фракции ЛДПР в городском ЗакСе Олега Капитанова.
Как говорят, идея выдвинуть Старикова была отвергнута из-за его излишней одиозности, а Капитанова — из-за слабости данной фигуры как с электоральной, так и с аппаратной точки зрения. Фаворитом от либерал-демократов в итоге сейчас называют заместителя председателя комитета по культуре Госдумы Олега Лаврова, избранного в федеральный парламент как раз от Петербурга. При этом в случае выдвижения Ксении Собчак или Оксаны Дмитриевой не сбрасывают со счетов и кандидатуру наиболее активной женщины-политика в городском отделении ЛДПР — тридцативосьмилетней Екатерины Лебедевой, муниципального депутата МО «Литейный округ».
Что касается Ксении Собчак, неизменно привлекающей к себе внимание, то пока она не высказывалась по поводу своего потенциального участия в избирательной кампании в Петербурге. Доподлинно неизвестно, решится ли она вступить в борьбу — но и исключать такую возможность до конца также нельзя.
В самом выгодном аппаратном положении находится «Единая Россия» — ее не ждет тяжелый внутрипартийный выбор. Александр Беглов пойдет на выборы как самовыдвиженец, а единственный реальный кандидат от единороссов Вячеслав Макаров в силу законов властной вертикали вынужден поддерживать нынешнего врио губернатора. Таким образом, «Единой России» придется сосредоточиться исключительно на выборах муниципальных.
Вся интрига по кандидатам сводится в итоге к трем сценариям, два из которых весьма маловероятны. Первый предполагает допуск к выборам всех желающих. Здесь без помощи «Единой России» обойтись будет трудно — иначе преодолеть муниципальный фильтр многим кандидатам будет попросту невозможно. В этом случае в бюллетене для голосования окажется максимально семь имен. Такие классические выборы, сопровождаемые «эхом демократии», все равно скорее всего приведут к победе Беглова в первом туре — но подавляющего перевеса по голосам при подобном раскладе ожидать вряд ли стоит.
Также демократическая оппозиция может выдвинуть одного консолидированного кандидата. Правда, еще ни разу в истории современной России этого сделать не удавалось. Хотя именно здесь мог бы возникнуть шанс на второй тур — в силу специфики и особой ментальности Петербурга, активно подкрепляемой неоднозначной кампанией врио губернатора Беглова в СМИ.
Третий, наиболее реалистичный, сценарий подразумевает выдвижение нескольких относительно известных политиков. Речь может идти, скажем, о четырех кандидатах — например, от КПРФ, ЛДПР, Справедливой России и «Яблока». Именно такой расклад, максимально близкий «засушенной» избирательной кампании Георгия Полтавченко в 2014 году, и кажется наиболее реалистичным. Но в любом случае нельзя забывать, что итоги грядущих выборов будут зависеть в большей степени не от активности оппозиции, а от того, сможет ли информационная кампания Александра Беглова выйти из состояния «неидеального шторма».
Анна Хмелева