Posted 15 февраля 2019,, 12:08

Published 15 февраля 2019,, 12:08

Modified 31 января, 22:06

Updated 31 января, 22:06

Деньги дольщиков ушли на строительство гоночной трассы и бизнес-центров

15 февраля 2019, 12:08

Проблема обманутых дольщиков уже давно является одной из самых острых для Санкт-Петербурга. Бороться с недобросовестными застройщиками крайне сложно, и одним из самых эффективных способов может быть тщательное изучение финансовой отчетности компаний.

Об этом депутат Законодательного собрания Петербурга от фракции КПРФ Ирина Иванова рассказала на пресс-конференции «Кто ответит за обманутых дольщиков?», состоявшейся в петербургской редакции информационного агентства «Росбалт».

Также перед журналистами выступили представители обманутых дольщиков от ЖК «Воронцов» и группы компаний «Титан» Елена Нестеренко и Елена Худякова. К участию в конференции приглашались и представители профильных комитетов города и области, но по разным причинам они не смогли принять в ней участие.

В ходе обсуждения Худякова подчеркнула, что для пострадавших важно не только наконец получить ключи от обещанных квартир, но и привлечь к ответственности виновных в мошеннических схемах. В качестве примера она привела ситуацию с застройщиком трех долгостроев в Пушкинском районе Санкт-Петербурга и поселке Мурино Ленинградской области.

«Компания ООО „Траверс +“ лежит в основе цепочки сразу трех строительных фирм: „Титан“ (ЖК „Ленсоветоский“), „Ареал“ (ЖК „Вариант“) и „СпецКапСтрой“ (ЖК „Воронцов“). По нашей версии, зачинщиком истории стала Надежда Кузьмина, учредившая несколько юридических лиц, которые осуществляли деятельность на территории Петербурга как строительные, подрядные, охранные, банковские и другие предприятия. Они были связаны между собой и могли жонглировать счетами, вести взаиморасчеты. В правлении фирм находились близкие родственники. В нашей ООО „Титан“ главным был брат Кузьминой Всеволод Югай. У ООО „Ареал“ учредителем была сама Кузьмина, а гендиректором — ее двоюродный брат Владимир Хан», — рассказала она.

Проводившие расследование члены инициативных групп выяснили, что эти организации объединяет одна семья, а высокие посты в них занимают их родственники, друзья и коллеги. Иванова даже посоветовала дольщикам открыть собственное агентство по сыску имущества, потому что с раскрытием экономических преступлений, с ее точки зрения, они справляются лучше, чем представители правоохранительных органов.

Между тем, как следует из ответа Главного управления МВД по Петербургу и области, «обвиняемые похитили почти у тысячи граждан не менее миллиарда рублей, которые, в том числе, потратили на строительство двух бизнес-центров и гоночной трассы».

На пресс-конференции также поднимался вопрос о том, насколько Федеральный закон о долевом участии в строительстве в нынешнем его виде способен защитить обманутых дольщиков. По мнению Ирины Ивановой, корректировать его нужно очень осторожно.

«Сейчас, как вы знаете, данный закон опять меняется. Но это может привести к тому, что обманутых дольщиков станет еще больше», — заметила парламентарий.

Также депутат выразила уверенность, что ни в коем случае нельзя допускать банкротства проблемных предприятий.

«Есть рычаги, чтобы не допустить банкротства. И их нужно использовать. После банкротства компаний вам навязывают новые организации, а потом и вовсе вынуждают создать ЖСК. И вы уже сами будете нести ответственность за себя. И кроме вас никто не отвечает ни за что», — добавила она.

Именно такая история произошла с дольщиками ЖК «Воронцов». Строительство дома было начато в декабре 2013 году и должно было завершиться в 2016. Однако уже с августа 2015 года работы были заморожены, а на их организаторов заведено уголовное дело по 4 части 159 статьи УК РФ — мошенничество. В итоге собственники несуществующих квартир организовали ЖСК и нашли инвестора, который согласился построить дом. Только завершения работ ждать еще долго — ориентировочно в 2023 году, спустя десять лет после начала строительства.

«Для того чтобы появился инвестор, ему необходимо было предложить хоть небольшую, но прибыль. Изначально в рамках нашего проекта планировалось построить два двенадцатиэтажных дома. Один из них сейчас находится на стадии котлована, там забито всего несколько свай. В другом построено четыре этажа, но он подлежит сносу, потому что при строительстве были нарушены все существующие нормы», — объясняет Елена Нестеренко.

Дольщики и инвестор в итоге пошли на радикальное перепроектирование. Теперь на том же земельном участке планируют построить один дом, жилая площадь которого будет более чем вдвое больше, чем двух двенадцатиэтажных. При этом заявлено, что в нем будет не более восемнадцати этажей.

Кроме того, на пресс-конференции вспомнили и обещание властей полностью решить проблему обманутых дольщиков к 2020 году.

«Я думаю, что к этой дате решить проблему попросту невозможно. В городе есть объект „Охта Модерн“, который не могут построить на протяжении шестнадцати лет. 10% людей, ожидавших свои квартиры, уже и вовсе покинули этот мир. И до сих пор вопрос о застройщике висит в воздухе. Там три корпуса, которые надо сносить и делать заново. Как данный объект достроят к 2020 году, я не понимаю», — отметила Иванова.