Posted 8 февраля 2019,, 14:25

Published 8 февраля 2019,, 14:25

Modified 31 января, 22:03

Updated 31 января, 22:03

«Сергея Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда»

8 февраля 2019, 14:25
Артист мыслил иначе, чем большинство, и раньше других понял, что происходит со страной и народом, вспоминает актер БДТ Георгий Штиль.

8 февраля в возрасте 83 лет ушел из жизни народный артист России Сергей Юрский. Причиной смерти актера стала остановка сердца. На протяжении двадцати лет он служил в петербургском Большом драматическом театре. Актер БДТ Георгий Штиль поделился с «Росбалтом» воспоминаниями о Юрском и рассказал, почему тот был вынужден покинуть Ленинград.

— Юрский знаменит на весь Советский Союз. Отражалась ли как-то эта слава на общении с друзьями и коллегами?

— На самом деле, он стал известным актером еще в студенческие годы. Им действительно восхищалась буквально вся страна. Но, несмотря на это, общаться с ним было очень легко. Что мы часто и делали — наши гримерные в театре находились рядом. Именно Сережа в 1962 году придумал то, что потом стало одной из традиций БДТ — просить почетных гостей оставить свою подпись у нас на потолке. А среди них были и маршал Жуков, и Шагал, и лучшие артисты мира. Мы оберегаем эти автографы от всех ремонтов.

— Нередко вспоминают сложный характер главного режиссера БДТ Георгия Товстоногова. А какие отношения с ним были у Сергея Юрьевича?

— Сережа был любимым актером Георгия Александровича. Товстоногов ценил в нем не только актера, но и мыслящего человека, интеллигента. В последние свои годы в БДТ Юрский поставил два спектакля. Они были очень хорошими, но сильно отличались от других постановок театра. Я сам слышал, как Товстоногов сказал ему: «Сережа, я дам тебе любую роль, какую ты только захочешь, но „театр в театре“ мне не нравится».

— На ваш взгляд, в чем заключался феномен Сергея Юрского как актера?

Он обладал феноменальной памятью. Я говорил ему: «Сережа, тебе надо было идти в разведку». Юрский брался за рассказ Чехова и вечером уже мог с ним выступать. Он замечательно подражал, играл на пианино, мог написать музыку. Юрский не просто читал стихи, а умел уловить и донести до зрителя авторский смысл. Сережа был образованным человеком и обаятельным актером, очень точным. Он работал на уровне лучших артистов БДТ. Посмотрите отрывки с ним в роли Чацкого, и все станет ясно. А монологи как будто писались про сегодняшний день.

— Какие роли Сергея Юрьевича вы особенно цените?

— Одна из любимых в театре — «Я, бабушка, Илико и Илларион». В постановке действуют два старика. Их играли Ефим Копелян и Сережа Юрский. Играли они просто безукоризненно. Это был просто фантастический актерский дуэт.

Очень люблю его в «Горе от ума». В «Божественной комедии» он сыграл Адама, а роль Евы исполнила Зинаида Шарко. Тоже замечательная постановка — смешная, но со смыслом. О его ролях в кино многие актеры могли только мечтать. Чего стоит один Остап Бендер в «Золотом теленке».

— Поэтому Юрский покинул БДТ?

— Дело в другом. Он не ушел. Юрского, по сути, выгнали из Ленинграда. За то, что он был не просто артистом, а гражданином. То, что он был евреем, тоже сыграло свою роль. Он мыслил иначе, чем большинство, был самым настоящим шестидесятником. В определенный момент Юрскому просто перестали давать главные роли в кино — на этот счет действовало какое-то распоряжение. Многие уезжали в Москву, но я считаю, что ни у одного из них, включая Смоктуновского, Доронину, Борисова, не было таких ролей как в Ленинграде. Потому что Товстоногов был гениальным режиссером.

Вообще для меня Сережа навсегда останется одним из первых интеллигентов Ленинграда. Он понимал раньше и глубже всех нас то, что происходит со страной и народом. Я четыре года «отбарабанил» в армии. Когда Сталин умер, мы стояли на плацу, и я ревел так, будто умер мой папа. И только позже я все узнал и понял. А Сергей понимал это сразу.

Беседовал Дмитрий Глебов