Posted 18 января 2019, 11:34
Published 18 января 2019, 11:34
Modified 30 марта, 17:43
Updated 30 марта, 17:43
В Петербурге начались столь ожидаемые кадровые перестановки — отставки и назначения идут полным ходом, один за другим сменяются руководители комитетов городского правительства. В ротации — проверенные годами люди, «рабочие лошадки», не связанные политическими интересами с иными группами влияния.
На очереди — вице-губернаторы. В ближайшие дни должен полностью обновиться весь внутриполитический блок. Но увидеть интересную изнанку городской политики можно уже сегодня. И послушать, что о ней говорят.
«Самый влиятельный политик Петербурга» — спикер ЗакСа Вячеслав Макаров — в последние годы методично брал под контроль весь возможный административный ресурс в городе, планомерно и последовательно уничтожая своих политических оппонентов.
В открытом конфликте с уже бывшим председателем Комитета территориального развития Игорем Князевым (если вообще уместно говорить о конфликте в силу явной слабости Князева по сравнению с Макаровым) глава петербургского парламента неизменно выигрывал. Так, Вячеслав Серафимович мог похвастаться лояльностью районов, муниципалитетов, избирательных комиссий, горизбиркома и, конечно, депутатов ЗакСа. Что немаловажно — даже оппозиционных. Под контролем Макарова находится и петербургское отделение «Единой России», которую пока никто не собирается менять в качестве правящей партии.
В свое время в битве за кресло партийного председателя Макаров смог одержать верх над Константином Серовым, дорабатывающим последние дни на посту вице-губернатора. Чуть позже, когда решалось, кто будет контролировать выборные процессы, он оказался сильнее Александра Говорунова, который отвечал за внутреннюю политику Северной столицы. Ну, а в ходе президентских выборов он переиграл уже и Серова, и Говорунова, примкнув к альтернативному избирательному штабу Владимира Путина под руководством ректора Горного университета Владимира Литвиненко.
В ходе борьбы с Полтавченко за Горизбирком с политической карты Петербурга были стерты и абсолютно лояльный бывшему губернатору Алексей Пучнин, и лояльный, по сути, обоим политикам Виктор Панкевич. Обладающий несомненными политическими амбициями и активно наращивающий собственный ресурс Макаров переиграл и самого Полтавченко — хотя открытой борьбы, конечно, не было.
Ведь косвенно Полтавченко ушел, помимо прочего, и из-за Макарова — последние пару лет было модно наглядно показывать, что уровень контроля над городской политикой откровенно плох, а компетенции ключевых менеджеров крайне низки. Ходят слухи, что «говорил и показывал» как раз Макаров.
Также есть версия, что именно он стал «архитектором» Исаакиевского скандала — одного из кейсов плохой внутригородской управляемости. Конфликт создавался, в том числе, и сторонниками Макарова — как со стороны власти, так и из лагеря оппозиции. Другое дело, что из маленькой региональной истории никак не должен был получиться большой, неуправляемый федеральный скандал. Причем не нужный ни церкви, ни городу, ни Полтавченко, ни федеральному центру.
Так или иначе, можно констатировать, что все «враги» спикера ЗакСа были побеждены и аппаратно переиграны, и Вячеслав Макаров, долгое время целенаправленно избавлявшийся от оппонентов и захватывавший все доступные властные ресурсы, действительно стал самым влиятельным политиком Петербурга.
Но в итоге победа получилась пиррова — на смену Полтавченко пришел бывший полпред Александр Беглов с мощнейшим административным ресурсом и аппаратным опытом, готовый не просто руководить городом, но и активно находиться в публичной повестке.
К тому же у Беглова довольно сильная команда, включающая Любовь Совершаеву, которая, с учетом ухода Серова и Говорунова, прогнозируемо может получить объединенные супер-полномочия. Так что организовывать развлекательные и порой унизительные политические баталии, как во времена Полтавченко, точно не получится.
Несмотря на серьезный опыт, вес, связи и ресурс, войну по всем фронтам теперь вести тяжело. К тому же еще стала четко просматриваться «линия фронта», связанная с «фабрикой троллей», лояльной нынешней власти.
Уже сейчас совершенно очевидно, что политтехнологическая команда главы ЗакСа не сможет возглавить выборы в Петербурге и повести губернатора к победе. Если бы Александр Беглов выдвигался от «Единой России», Макарову, как секретарю политсовета, дали бы провести партийные праймериз, без которых выдвижение от «ЕдРа» невозможно.
Но поскольку Беглов, вероятно, пойдет самовыдвижением, не получится и это. И несмотря на публичные заверения и заявления руководителя фракции «Единая Россия» в петербургском парламенте Александра Тетердинко, врио губернатора преодолеет муниципальный фильтр сам, без особой помощи региональной партийной структуры.
Скорее всего, о любых политических амбициях Макарову придется забыть если не навсегда, то надолго. Любые политические игры старого формата могут привести к тому, что он не только расстанется с надеждой занять губернаторский пост, но и лишится должности спикера ЗАКСа следующего созыва.
Анна Хмелева