Posted 16 января 2019, 15:57
Published 16 января 2019, 15:57
Modified 30 марта, 17:44
Updated 30 марта, 17:44
Шутка о том, что для чиновников Петербурга зима в очередной раз стала полным сюрпризом, давно кажется избитой, но актуальности не теряет. Тем более что в этом году погода решила отыграться за все предыдущие слякотные зимы. Петербург заваливает снегом, и коммунальные службы откровенно не справляются с уборкой городских дорог и тротуаров. Даже «лопаты Беглова» не спасают ситуацию.
Почему зима в Северной столице регулярно напоминает чуть ли не стихийное бедствие, и что делать, чтобы петербургские улицы перестали напоминать полосу препятствий?
Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
«Сколько я себя помню, для городских властей зима постоянно приходит неожиданно. Такое впечатление, будто они надеются, что хоть в этот раз ее не будет. А она все равно приходит.
Я думаю, все помнят две снежные зимы в конце губернаторского срока Валентины Матвиенко, когда было просто страшно идти по улицам. Тогда наконец заговорили о необходимости закупки дополнительной техники и привлечения большего количества людей для уборки дорог.
Но так сложилось, что при Георгии Полтавченко снега почти не было. И у меня ощущение, что в правительстве города решили: теперь так будет всегда и деньги на эти цели можно не выделять. В общем, все по принципу „пока гром не грянет, мужик не перекрестится“. Видимо, было довольно трудно убедить Комитет финансов и губернатора, что сани нужно готовить летом — точнее, тракторы и снегоуборочные машины.
Между тем, снегоуборочной техники в Петербурге не хватает даже по нормативам. Но все попытки добиться выделения дополнительных средств неизменно наталкиваются на ответ Комитета по финансам, что денег нет и не будет никогда. В ЗакСе соответствующие поправки также не принимаются.
Хотя если мы так уверенно кидаем миллиарды рублей тому же Западному скоростному диаметру на обеспечение его безубыточной работы, то нечего удивляться, что нам не хватает средств на расчистку города.
Без сомнения, страдает и сама организация работы. Регулярно начинаются выяснения, кто отвечает за уборку той или иной территории — то ли Комитет по благоустройству, то ли Жилищный комитет, то ли районная администрация, то ли управляющая компания, то ли муниципалитет… И если с уборкой городских улиц и тротуаров все более-менее понятно — это зона ответственности Комитета по благоустройству, — то с внутриквартальными территориями творится полная неразбериха.
Ситуацию, когда за лопаты берутся учителя, и вовсе нельзя назвать нормальной. Поэтому я обратился к командованию Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с предложением привлечь к расчистке улиц военнослужащих ведомства. Согласитесь — странно, что огромное количество здоровых парней заняты в основном тем, что гоняют протестующих. Было бы куда лучше, если бы они занялись более полезным делом, к которому, как мне кажется, они должны быть прекрасно приспособлены в силу своих физических кондиций.
Я, конечно, подозреваю, что мое предложение будет воспринято без энтузиазма, так как куда более легкая работа — вдесятером волочь в полицию одного худосочного юношу с плакатом, чем убирать снег и лед. Хотя мировая практика такова, что когда ситуация со снегом близка к критической — а это уже почти наш случай, — то как раз активно привлекаются воинские части и национальная гвардия. И никто не видит в этом ничего зазорного.
Ну, а если говорить о деньгах, то существует Резервный фонд правительства Санкт-Петербурга, предназначенный для чрезвычайных ситуаций. Может, сейчас самое время пустить его в дело?»
Стив Каддинс, координатор движения «Красивый Петербург»:
«В этом году я от многих слышу, что такого провала с уборкой улиц не было со времен Валентины Матвиенко. Однако и не в такие снежные зимы состояние петербургских дорог оставляет желать лучшего. И причина далеко не в нехватке техники или дворников.
Неоптимальные пути объезда улиц уборочной техникой, неправильное распределение машин по маршрутам, несвоевременный выход на линию и отсутствие синхронизации между тротуарной и дорожной техникой — с одной стороны, и погрузчиками с самосвалами, вывозящими снег на плавильные пункты, — с другой… Все это и приводит к тем результатам, с которыми мы сталкиваемся из года в год.
Прибавьте к данному списку еще и огромное количество тротуаров, которые невозможно убрать механизированно из-за различных препятствий — столбов, заборов, будок и т. д., — а также отсутствие практики синхронной работы эвакуаторов и уборочной техники.
Борьба с гололедицей тоже получается довольно точечной. Где-то образуются горы песка и соли, от которой коммунальщики так и не отказались, а где-то приходится балансировать на катках из успевшего слежаться и подтаять снега. Луж в минус десять, конечно, уже не встретишь, но до июня песчаные бури гарантированы, так как песок у нас тоже эффективно убирать не умеют. Так что запасайтесь масками с фильтрами заранее».
Ярослав Костров, руководитель общественного движения «Центральный район за комфортную среду обитания»:
«Проблема уборки улиц в нашем городе носит, к сожалению, системный характер. Хотелось бы, чтобы хотя бы нынешнему врио губернатора удалось справиться с безответственностью людей, работающих в Комитете по благоустройству и занимающихся уборкой дорог и тротуаров.
Огромная ответственность за сложившуюся ситуацию, без сомнения, лежит и на коммунальных службах, которым, в частности, поручили справиться с наледью на крышах домов в историческом центре.
Но, к сожалению, дворник у нас — должность редкая. Вернее, представители этой профессии давным-давно превратились в мертвые души из известного произведения Гоголя. Нередко они существуют только на бумаге, и кое-кто просто гребет лопатой не снег, а деньги себе в карман. И с этой ситуацией необходимо разбираться. Потому что если бы дворники были в должном количестве, то им не составило бы труда ухаживать за выделенными участками.
В сложившейся ситуации очень важно, как ведут себя местные жители. Если они никуда не жалуются — как это обычно и происходит, — то ничего не изменится. У властей, соответственно, не будет обратной связи, и какой-нибудь чиновник может себе надумать, что проблемы и вовсе нет.
Реакция будет, только если граждане сами проявят инициативу. Поэтому наше движение подготовило простую, но в то же время подробную инструкцию, что нужно делать, чтобы наши жалобы были услышаны и по улицам в итоге можно было ходить, не рискуя сломать ногу».
Татьяна Хрулева