Posted 17 октября 2018,, 19:00

Published 17 октября 2018,, 19:00

Modified 30 марта, 18:26

Updated 30 марта, 18:26

В мире музыки без слуха

17 октября 2018, 19:00
Дети, которые с рождения были глухими, становятся талантливыми музыкантами и танцорами. Они выступают на одной сцене с известными артистами.

Талантливыми музыкантами и танцорами могут стать даже дети, родившиеся глухими. Это уже в третий раз доказывает международный фестиваль «Волшебная симфония».

Никите из Сургута 10 лет, он учится в третьем классе обычной общеобразовательной школы. Ходит в бассейн, играет в волейбол и теннис, а также каждый день занимается музыкой. Мальчик играет на фортепиано. Волосы прикрывают имплант, и посторонние вряд ли могут догадаться, что Никита родился глухим.

«Никите установили имплант очень поздно — в 3,5 года. Все спрашивают, почему. А мы не видели, что он глухой. У нас такого в семье никогда не было, а врачи говорили: «Глазки умные — заговорит», — рассказывает мама Никиты, Любовь Малютина.

Операцию Никите сделали в Петербурге, в НИИ уха, горла, носа и речи. Мальчику установили кохлеарный имплант: одна часть аппарата находится под кожей пациента, другая — крепится снаружи, как обычный слуховой аппарат. Такой метод позволяет обрести слух людям с тяжелой степенью тугоухости. Сейчас подобные аппараты доступны в России и детям, и взрослым. После установки следует непростой период реабилитации. Но в итоге пациенты не просто перестают чувствовать какую-то неполноценность, а, напротив, открывают в себе новые таланты. Когда-то глухие ребятишки начинают играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать.

Специально для таких детей был создан фестиваль «Волшебная симфония». В этом году он прошел в Петербурге уже в третий раз. Вместе с юными артистами на сцену концертного зала Мариинского театра поднялись уже известные творческие коллективы и исполнители. Год от года фестиваль расширяет географию. В этот раз в нем приняли участие представители шести стран. Растут и сами исполнители. Если в первый раз Никита выступал вместе с учителем, то теперь играл «Вальс цветов» Петра Чайковского самостоятельно.

Как отмечают эксперты, реабилитация через творчество — мощный процесс, который в буквальном смысле меняет жизнь людей, возвращает им уверенность в себе. «После этого концерта и участники, и зрители должны воспрять духом и понять, что они могут все. Благодаря современной медицине все это доступно в России. Каждый пациент может получить имплантацию и слухоречевую реабилитацию», — отмечает президент родительского объединения «Я слышу мир» Дмитрий Куликов.

Учитывая стремительное развитие технологий, грань между людьми с инвалидностью и полностью здоровыми стремительно стирается. Но стоит помнить, что за блестящими концертными выступлениями, за детьми со слуховыми имплантами, которые непринужденно поддерживают разговор, все же стоит огромная работа по реабилитации. И в ней участвуют не только врачи, но в первую очередь семья пациента, которая должна научить ребенка общаться в обычной жизни.

Многие родители поняли, что им не хватает информации, и начали объединяться в организации и помогать друг другу. Благодаря такому общению возникают новые совместные проекты, появляются онлайн-уроки для родителей.

«Иметь ребенка с нарушенным слухом — как попасть другой мир. Ты вдруг выпадаешь из реальной жизни и оказываешься нигде. Ты стесняешься об этом говорить, боишься смотреть в глаза другим людям и не знаешь, как растить своего ребенка, как он должен принимать ванну, как вывозить его на море, как жить с этим каждый день. Поэтому мы стали обмениваться опытом», — говорит Вера Килим. Ее дочке уже сделали операцию, теперь она тоже ходит в обычную школу.

Сейчас диагностика позволяет определять нарушения слуха на ранних стадиях. Поэтому чаще всего операции делают детям от 8 до 14 месяцев, отмечает главный научный сотрудник Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи Инна Королева. Но это не отменяет ответственности родителей за последующее состояние ребенка.

«Ребенок, который делает первые шаги в мире звуков, нуждается в создании благоприятных условий для речевого развития, то есть в эффективной речевой среде. В нашем институте разработан специальный метод реабилитации детей после кохлеарной имплантации. То есть мы научились извлекать из импланта максимальную пользу. Но этот метод — семейно ориентированный. Достижения, с которыми дети выходят на сцену, являются результатом работы не только специалистов высокого уровня, но это и огромной заслугой родителей. Без них это было бы невозможно», — поясняет Королева.

Специалист уверена, что методы сурдопедагогики в нашей стране нуждаются в переменах, сообразных с развитием технологий в медицине. В том числе это касается использования музыки. Благодаря таким фестивалям, как «Волшебная симфония», ситуация начинает меняться.

«Мы провели опрос и выяснилось, что мало кто из детей с нарушениями слушает музыку для удовольствия. Для них это лишь один из элементов тренировки, упражнения. Но фестиваль поменял психологию детей, они стали музыку слушать для себя. И родители начали относиться к этому по-другому. Достижениями выступающих на фестивале детей восхищаются люди, которые даже не понимают, какой труд за этим стоит. Потому что это очень высокий уровень исполнительского мастерства», — подчеркивает Королева.

Поэтому и специалисты, и родители, уже прошедшие вместе со своими детьми тяжелый период реабилитации, советуют другим мамам и папам не опускать руки. Да, просто не будет, придется ежедневно работать. Но уже в следующем году ваш ребенок может оказаться на сцене Мариинки, и никто не поверит тому, что он когда-то не слышал окружающих звуков.

Дарья Истомина

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развития.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.