Posted 9 августа 2018,, 13:02

Published 9 августа 2018,, 13:02

Modified 31 января, 20:24

Updated 31 января, 20:24

Как школьный учитель хотел взорвать «неверных»

9 августа 2018, 13:02
18-летний Евгений Ефимов раскаялся за намерение устроить теракт в Казанском соборе. Зря Путин благодарил Трампа за информацию — США тут ни при чем.

Московский окружной военный суд рассмотрел дело 18-летнего петербуржца Евгения Ефимова. Едва закончив школу, тот решил устроить теракт в Казанском соборе Северной столицы. До конца, к счастью, свой умысел ему довести не удалось. Потому и суд был мягок. Пока есть время, можно готовиться к экзаменам.

15 декабря 2017 года Центр общественных связей ФСБ сообщил о задержании в Санкт-Петербурге семерых сторонников запрещенной в РФ организации «Исламское государство». Как отмечалось в релизе ведомства, злоумышленники планировали «резонансные террористические акты путем самоподрыва террориста-смертника в одном из культовых учреждений города, а также убийства граждан и подрывы СВУ в местах массового нахождения людей». Культовым учреждением, как стало известно позднее, являлся Казанский собор.

По данным ЦОС ФСБ, в результате проведенной спецоперации были задержаны семь членов ячейки. Однако впоследствии суды города арестовали пятерых фигурантов данного дела. Тот самый релиз чекистов исчез из открытого доступа на сайте ФСБ, его можно найти только с помощью поисковиков и по определенным словам.

По версии следствия, руководителем преступной группой являлся 18-летний петербуржец Евгений Ефимов. Юноша в мае 2017 года окончил 251-ю школу Кировского района Петербурга, но в какой-то момент стал увлекаться исламом. Его мать почувствовала неладное, когда заметила в его подписках в соцсети подозрительные страницы. Парень вел себя все более странно, стал называть христиан «неверными».

Оксана Ефимова обратилась в ФСБ с просьбой проследить за поведением Евгения. В итоге с ним провели беседу, но никаких более серьезных действий не последовало. А в декабре парня задержали за приготовление теракта.

С этим делом связана еще одна странная история. После раскрытия ячейки президент РФ Владимир Путин поблагодарил американского коллегу Дональда Трампа за помощь. Однако, по данным «Росбалта», никаких упоминаний американских спецслужб в материалах дела и близко нет.

В четверг толпа журналистов осадила здание Ленинградского окружного военного суда. В отсутствие каких-либо новостей здесь были, кажется, все — от первого до двадцатого канала. Камеры телевизионщиков были нацелены на брюнетку, которая не привыкла к такому вниманию. Это была мама подсудимого — Оксана Ефимова.

«Все началось с его соцсетей. Он стал на глазах меняться из доброго и отзывчивого мальчика, поменял круг общения. Все это резко происходило прямо на моих глазах. Он стал замкнутым, несмотря на то, что до этого был общительным», — рассказала она.

«А какой он был?» — давили на эмоции журналисты.

«Открытый и честный», — отрезала женщина.

По словам Ефимовой, часть идей радикального ислама он пытался передать и ей. По данным «Росбалта», беседу с Евгением проводил и его отец. Но, как видно, и это не помогло.

По огромному залу военного суда эхом проносились реплики участников процесса.

«Ефимов Евгений Романович, 11 сентября 1999 года рождения».

В клетке стоял не очень высокий парень в очках и синей рубашке.

«Меня слышно?» — уточнил он, приближаясь к микрофону.

Получив утвердительный ответ, Ефимов добавил пару деталей о себе. Работал в частной школе, где преподавал английский язык, ограниченно годен к военной службе.

Прокурор Сергей Жуковский начал оглашать обвинительное заключение.

«8 ноября у Ефимова возник преступный умысел на совершение теракта в Казанском соборе. В целях реализации преступного умысла он принял решение об изготовлении взрывчатого вещества, а также заключил договор аренды нежилого помещения на Литовской, 8. Затем он приобрел компоненты для изготовления взрывчатого вещества».

Прокурор не упомянул этот факт, но о возможном злодеянии стало известно благодаря бдительности одного из местных жителей, который почувствовал странный запах, исходящий из гаража. Фамилия этого соседа была не Трамп.

Прокурор Жуковский продолжал.

«В мае 2016 года Ефимов, увлекшись исламом и поддерживая террористическую группировку „Исламское государство“, решил устроить взрыв в Казанском соборе, о чем сообщил своим знакомым в Telegram. По его мнению, это будет акт самопожертвования для священной войны. Однако свой умысел он не довел до конца, поскольку был задержан сотрудниками ФСБ», — заключил гособвинитель.

Адвокат Ефимова Александр Почуев попросил закрыть заседание от прессы. По его словам, матери подсудимого поступают угрозы.

«В отношении матери были совершены конкретные действия, было психологическое давление. У самого подсудимого есть основания полагать, что к нему, скорее всего, будут применены меры психологического или физического воздействия… опять же, не хотелось бы называть лиц. <…> Есть угрозы в отношении близких родственников. Поэтому мы настаиваем на проведении закрытого судебного процесса», — подчеркнул прокурор.

Ходатайство удовлетворили, пресса покинула зал.

В коридоре, где расположился музей к 100-летию военных судов, приговора ожидала заплаканная мать. От назойливых журналистов она пряталась за стендом с фотографиями из истории суда. Материнское горе довольно странно резонировало с шутками и бытовыми разговорами, исходящими от прессы.

В час дня СМИ пустили обратно в зал. К тому моменту государственное обвинение запросило для Ефимова 5 лет колонии. Сам парень вовсю раскаивался в содеянном.

«В первую очередь, я бы хотел извиниться перед государством, перед жителями Санкт-Петербурга за то, что хотел совершить такое зверское преступление», — говорил он в последнем слове.

По словам Ефимова в Telegram он держал связь с неким куратором из ИГ, который убеждал того в необходимости теракта. Правда сам парень, по его словам, уже не был столь уверен в идеях радикального ислама.

«В ходе изготовления взрывчатки я усомнился в необходимости своих действий, в связи с чем обратился к своему наставнику в Telegram. Но он сказал, что мне необходимо продолжить изготовление взрывчатки и совершить самоподрыв. Но в ходе изготовления взрывчатки она у меня рассыпалась, чему я был рад», — отметил Ефимов.

Находясь в СИЗО, он якобы понял, что все его намерения были неверными. Теперь он преподает английский язык своим сокамерникам.

Суд определялся с приговором около часа. Ефимова отправили в колонию строгого режима на 5 лет со штрафом в размере 100 тыс. рублей. Штраф должен быть уплачен в управление ФСБ по Петербургу и Ленобласти.

Адвокат Александр Почуев сообщил, что приговор будет обжалован.

Илья Давлятчин