Posted 6 августа 2018,, 09:20

Published 6 августа 2018,, 09:20

Modified 31 января, 20:22

Updated 31 января, 20:22

Что ждет петербуржцев на фестивале этномузыки?

6 августа 2018, 09:20
О программе фестиваля и сложностях его организации рассказала художественный руководитель мероприятия Ирина Ярославцева.

Этнический фестиваль «Музыки мира» пройдет в Шереметевском дворце 11 и 12 августа уже в третий раз. Артисты из Петербурга, Москвы, Тывы, Башкортостана, Карелии и других регионов исполнят традиционную музыку в этно-рок, этно-джазовом и этно-электронном звучании.

Художественный руководитель мероприятия Ирина Ярославцева рассказала, почему нужно обязательно посетить фестиваль и кого хочет слышать широкая публика.

— Музей театрального и музыкального искусства уже три года организует Этнический фестиваль «Музыки мира». Что вы как инициатор затеи поняли для себя за это время?

— Я убедилась, что мы начали очень правильную историю. В Петербурге много талантливых музыкантов, залы филармонии и театров переполнены. Но нам хотелось показать, что наша необъятная страна богата и другой, неклассической музыкальной культурой. А кто, если не мы, должны говорить об этом? Ведь Музей театрального и музыкального искусства хранит в Шереметевском дворце одну из самых крупных коллекций музыкальных инструментов, и более двух третей из 3,5 тысяч экспонатов — это инструменты разных народов всего мира. Мы поставили себе задачу показать, как сегодня звучат эти удивительные экзотические инструменты, и нам это удалось. Я сужу и по весьма восторженным откликам публики, и по тому, как изменилось отношение к этномузыке в самом музее, где прежде звучала в основном классика. Сотрудники музея открыли для себя целый мир, и теперь хочется поделиться им с как можно большим кругом людей. В этом году наш круг уже расширился: состав участников фестиваля «Музыки мира» определили сами слушатели. Мы провели открытый интернет-конкурс среди молодых этноисполнителей России и даже стран ближнего зарубежья, а победителей выбирало не только профессиональное жюри, но и все пользователи соцсетей, которые просто ставили лайки.

— Какие условия были на конкурсе?

— Непростые. Во-первых, владение теми или иными национальным инструментом.

— Но ведь в современной этнике часто достаточно компьютерных сэмплов с экзотическими флейтами или вокалом, а в фолк-роке вообще прекрасно обходятся гитарами и барабанами.

— Нам принципиально важно, чтобы в составе группы были мастера, играющие на традиционных инструментах своего региона. Но при этом они должны продемонстрировать авторский взгляд на народную музыку.

— То есть фольклорный вокальный ансамбль, который поет деревенские песни «как это было на самом деле», на конкурс «Музыки мира» заявиться не может?

— Лучше бы, конечно, певцы еще и играли на чем-нибудь, как это водится в тех же деревнях. Но главное, и это второе обязательное условие конкурса и фестиваля, чтобы ансамбль «переводил» этнографический материал на тот или иной современный музыкальный язык. Мы устраиваем праздник для самой широкой публики и хотим, чтобы она легко понимала то, что мы говорим о глубинных национальных истоках той или иной культуры. Поэтому у нас кантеле и йоухикко, дудук и дарбука, дошпулуур и быызанчы будут звучать в сплаве с саксофоном, компьютером, рок-гитарами и ударной установкой.

— Как вы восприняли результаты конкурса? Не секрет, что экспертное сообщество и широкая публика, как правило, кардинально расходятся во мнениях о хорошей музыке, живописи или кино.

— У нас, как выяснилось, действует другое правило: экспертное жюри и посетители соцсетей абсолютно сошлись во мнениях о первой и второй премии. Тувинская группа Khoomei Beat и «Сойма» из Великого Новгорода вышли в общие фавориты без малейших разногласий. Небольшие расхождения мы увидели в распределении второго и третьего мест: публике больше понравились петербуржцы «Ветер всем» и Ingervala, а профессиональное жюри с чуть большей охотой голосовало за белорусскую «Альтанку». Конкурс доказал, что наши заинтересованные слушатели чувствуют качественную музыку тонко и безошибочно. Своей публике нужно доверять. Так мы и делаем.

— Нет ли ощущения, что этномузыка, как и классический джаз, искусство для сравнительно небольшого круга ценителей и знатоков?

— Но что такое музыка для всех? Ее просто не бывает. Сколько людей — столько мироощущений, языков, музык. Каждому свое. При этом, каждый день видя друг друга на улице, встречаясь глазами, мы не осознаем, что Петербург — очень многонациональный город, у нас живут люди более 130 национальностей. И за каждым из них — целая культура, узнавать которую как минимум интересно и полезно. На фестиваль приезжают представители разных регионов России со своим драгоценным национальным наследием, и делиться их творчеством — настоящее наслаждение. А петербуржцам не нужно ехать за тысячи километров на Восток, Юг или Север своей страны, чтобы погрузиться в невероятную экзотику. Можно просто прийти в Шереметевский дворец, сделать пару-тройку открытий и стать богаче.

— Как на этот раз будет устроен фестиваль?

— В этом году наш фестиваль впервые раскинется сразу на трех площадках. Гости сначала попадут в парадный двор Шереметевского дворца, где будут стоять национальные юрты. Тут вам и материальная культура башкир или народов Русского севера, и тут же — нематериальная: песни, танцы, игры и сказания. Во дворе мы устроим большую ярмарку — представление народных ремесел и, главное, этнических инструментов, которые создают современные мастера. Александр Теплов, Илья Доброхотов, Иван Белоусов, Павел Щелков покажут свои гусли, балалайки, нюккельхарпы или кельтские арфы, сыграют, расскажут об истории музыкальных инструментов.

В Музее музыки каждый час с 14:00 до 17:00 будут проходить интерактивные экскурсии, в ходе которых можно будет поиграть на копиях музейных инструментов, а в концертном зале состоятся встречи с музыкантами — хедлайнерами фестиваля. Специальные гости праздника — гусляр-экспериментатор Ольга Глазова и алтайская мастерица горлового пения Чейнеш Байтушкина. Пропускать редкий случай не только послушать, но и лично пообщаться с уникальными музыкантами, не советую.

Из личного опыта прошлых фестивалей особенно рекомендую поучаствовать в коллективной импровизации на ханг-драмах и прочей перкуссии, 11 августа — в Белом зале Шереметевского дворца, а 12 августа — прямо на траве. На хангах и глюкофонах можно издавать прекрасные звуки, даже не зная нотной грамоты и не умея играть ни на чем: ни с чем не сравнимый воодушевляющий опыт. Ну, а с 17:00 и в субботу, и в воскресенье мы все плавно перейдем в Фонтанный сад, где на большой опен-эйр сцене пройдут концертные марафоны: от карельской группы Sattuma до московского этноджазового суперпроекта Seven Eight Band и башкирских звезд «Аргымак».

— В Фонтанном саду мы привыкли посещать концерты, кинопоказы и фестивали Музея Анны Ахматовой. А теперь там и вы обустроились

— Мы очень дружим с коллегами. Более того, вместе с Ахматовским музеем и Театром «На Литейном» мы разрабатываем амбициозный проект целого культурного кластера под брендом «Шереметевский квартал». Мы объединим творческие усилия в создании единого интересного пространства: первые результаты петербуржцы увидят зимой или весной следующего года.

Фестиваль три года собирает по всей стране этногруппы. Насколько это сложно?

— Наша сложность не в количестве хороших музыкальных проектов, а в их дислокации. Есть великолепные коллективы, которые живут так далеко, что нам просто не хватает средств, чтобы их привезти. Комитет по культуре неизменно поддерживает фестиваль, однако добраться до Петербурга из Якутии, Ханты-Мансийска, кавказских регионов дороже, чем из Европы. Мы ищем партнеров, может быть, слишком скромно и негромко, и на будущий год планируем посвятить фестиваль странам балтийского региона. Хотя в России еще столько интереснейшей музыки.

— На сколько лет фестивалю хватит интересной российской музыки, как думаете?

— Лет на девять. А потом появятся новые чудесные группы, и мы продолжим работать.

Беседовала Ольга Комок