Posted 24 июля 2018,, 11:00

Published 24 июля 2018,, 11:00

Modified 30 марта, 19:13

Updated 30 марта, 19:13

«Должна быть вся музыка одновременно»

24 июля 2018, 11:00
О бесплатном фестивале «Петроджаз» и предпочтениях публики рассказал директор мероприятия Иннокентий Волкоморов.

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный фестиваль «Петроджаз». Участниками программы станут представители десяти стран, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

Директор петербургского джазового фестиваля Иннокентий Волкоморов рассказал корреспонденту «Росбалта» о предпочтениях публики, бесплатных развлечениях, новых музыкантах и проблемах бизнеса.

— Что вы ожидаете от «Петроджаза» в этом году, станет ли фестиваль еще более посещаемым?

— За пятнадцать лет, думаю, мы «достучались» до народа. Большинство людей теперь уже не считают джаз «музыкой для пенсионеров». Это просто хорошая, живая музыка. Джаз постоянно трансформируется, вбирает в себя другие культуры, стили, языки. Потому публики на наш фестиваль приходит все больше. В прошлом году мы впервые столкнулись с тем, что на площади Островского было не протиснуться. Сейчас мы ждем еще большее количество любителей джаза.

— Сказывается ли это на программе? Чем больше людей, тем более «массовую», менее сложную музыку играют на масштабных мероприятиях…

— В Петербурге публика открыта для всего нового. Люди не просто идут за знакомым именем, а слушают и оценивают. Бывает, даже меня удивляет выбор. Так, мы привозили французского авангардиста Франсуа Корнелю. Это сложный, интеллектуальный джаз — мы не рассчитывали на массовое внимание, но пригласили его ради эксперимента. Однако энергетика Корнелю была настолько сильна, что вся публика на пляже у Петропавловской крепости замерла и сорок минут слушала, не шелохнувшись.

Однако в целом в нашей программе доминирует более ритмичная, частью танцевальная музыка. В конце концов джазовые изыски скорее уместны в клубе, чем на открытой большой площадке.

— Не может ли возникнуть отток публики или исполнителей, которые предпочтут более экспериментальные мероприятия?

— Нам важно быть партнерами с другими фестивалями. Так, мы дружим со «Свингом Белых Ночей» Давида Голощекина. Этот фестиваль проходит в июне, наш — в конце июля. Между ними — еще один дружественный фестиваль «Дельта Невы», где я занимаю должность исполнительного продюсера. Ведь все мероприятия связаны — классический свинг, би-боп, блюз. Что касается «Петроджаза», то мы практически не ставим границ, у нас играют и блюз, и фанк, и рок, даже частью поп-музыку. Единственное, у нас нет чисто электронной музыки. Как-то мы экспериментировали с диджеями, но поняли, что публика ждет не этого. И музыкантов, чтобы обеспечить программу, у нас вполне достаточно.

Считаю, должна быть вся музыка одновременно. Появляются конкурирующие фестивали — что ж, пусть помогают культуре слушания джаза, делают его все более популярным. Надо сказать, это работает: в городе появляется все больше молодых ансамблей, которые, основываясь на старом, делают совершенно новое. Еще пять лет назад в Петербурге было очень мало первоклассных составов, которые можно было выпустить на сцену со звездами мировой величины. Напомню, к нам приезжали и Маркус Миллер, и Дэйв Вэкл, и Ян Аккерман. Такие западные хедлайнеры были «паровозом», вытаскивающим всю программу. Но за последние пять лет в России появились исполнители, которые сами могут стать этим паровозом. Все больше молодых групп, которые играют на стыке рока и музыки академической.

— На каких западных музыкантов советуете обратить внимание в этом году?

— Каждый год к нам приходит множество заявок из разных стран. Вот в этом году у нас четыре новичка: Аргентина, Республика Сербская, Болгария и Норвегия. Норвежских групп две: Plan B (играют классический блюз) и квинтет Тито Лаустина (прог-рок). Включив прогрессив-рок в программу, мы хотели показать, что джаз является предтечей всей современной музыки. Кроме того, рок-группы и танцевальные коллективы необходимы, когда нужно «раскачать» большое количество народа — площадь Островского далеко не маленькая, и мы ждем аншлаг.

— Количество посетителей ведь увеличивается и потому, что это бесплатный фестиваль?

— За счет поддержки комитета по культуре у нас бесплатный вход для всех. Эта традиция сохраняется с 2013 года. В некотором смысле мы освободились от финансового гнета: спонсоры могут выдвигать свои требования, а город требует лишь достойного уровня от фестиваля. «Петроджаз» же давно стал фестивалем мирового уровня.

— Многое бы изменилось, если бы вы сохранили символическую плату за билет или собирали пожертвования на добровольных началах?

— Вряд ли это сыграет в наших условиях. Всех развратили бесплатные развлечения. «Опера всем» — бесплатно, «Петроджаз» — бесплатно, чуть ли не Pink Floyd на Дворцовой бесплатно выступают. Капитализм в этом смысле продержался у нас недолго, не сформировалась культура платить за музыку. Человек может приехать на «мерседесе» последней модели и все равно просить бесплатную проходку.

— А субсидии полностью покрывают бюджет фестиваля?

— Безусловно. Сказать честно, сегодня без господдержки нельзя провести ни одного фестиваля. Раньше были спонсоры, но сегодня ряду компаний запрещено спонсировать массовые мероприятия. Например, это касается пивных компаний — а именно они являются основой экономики джазовых фестивалей за рубежом. То же касается табачных фирм. Хоть я сам противник табака, бюджет есть бюджет. Окупиться продажей билетов было бы нереально. Расходы ведь связаны с перекрытием движения, строительством сцены, не говоря о перевозе и райдерах иностранных артистов. Потому мы рады, что государство является нашим спонсором.

— И все же, с одной стороны, это помощь, а с другой стороны, есть государственные законы, не помогающие организаторам таких фестивалей.

— Да. Так, у нас много лет существовала ярмарка «Галерея мастеров» или «Джаз-пассаж». К сожалению, в этом году мероприятие запретили: принят городской закон, отделяющий коммерцию от искусства. На мой взгляд, однако, ярмарка петербургских мастеров — это не брезентовые палатки с колбасами. У нас кузнецы продают авторские изделия, ювелиры привозят украшения ручной работы. Это не ширпотреб. Вот в Таллине, где у нас вторая сцена, такая же ярмарка прекрасно существует, пользуется огромной популярностью, и оптовики увозят коллекции, чтобы распродавать сувениры весь год. А у нас решили, что этого не надо. Мне кажется, когда человек не может увезти с фестиваля даже футболку с логотипом на память, это неправильно.

— Но вы ведь собираетесь привлекать народ дополнительными развлечениями, помимо ярмарки и музыки?

— Да, например, танцами. Еще в 2014 году мы открыли танцевальный мастер-класс. Сделали отдельный фестиваль «Петроджаз-танец», с нами сразу начали сотрудничать более 200 школ. В этом году перед сценой будет большой танцпол, на котором профессионалы будут показывать всем желающим, как двигаться. Так что все приглашаются танцевать под живой джаз прямо на площади Островского.

Грамотно используя бюджет, мы каждый год можем расширять программу. Мы уже анонсировали театральный фестиваль в ноябре, а еще впервые начали выпускать книги. Мы решили, что ниша специальной литературы о музыке занята, зато можно издавать художественную литературу на наш вкус. В этом году представим антиутопию «Хозяин бункера», автор романа — русскоязычный писатель из Прибалтики Роберт Тальсон.

Наконец, там, где проходила ярмарка, устроим выставку американских ретро-автомобилей 1930-1950-х годов. Это поможет подчеркнуть дух времени.

Беседовал Андрей Гореликов

Больше информации о фестивале — на сайте «Петербургский авангард».