Posted 21 июня 2018,, 06:00

Published 21 июня 2018,, 06:00

Modified 30 марта, 19:31

Updated 30 марта, 19:31

Летний сад утопает в духах

21 июня 2018, 06:00
Главный хранитель садов Русского музея Ольга Черданцева — о XI фестивале «Императорские сады России», на котором представлен первый парфюмированный фонтан.

Впервые в Летнем саду проходит XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, рассказывает Ольга Черданцева, главный хранитель садов Русского музея.

Она известна как руководитель ряда масштабных проектов в сфере ландшафтного проектирования и садово-паркового искусства, включая ежегодный международный фестиваль «Императорские сады России», благотворительные акции «Древо жизни» и «Дубки Петра Великого». Ольга Черданцева является соорганизатором ежегодной международной конференции по историческим садам в филиале Русского музея в Малаге (Испания). Она принимала участие в реставрации Михайловского сада и сада Михайловского замка, реставрации Летнего сада. Главный хранитель садов Русского музея участвовала в ландшафтных проектах музея на фестивале цветов в «Хемптон-Корте» (Великобритания), на фестивале ландшафтного дизайна «Шомон-сюр-Луар» (Франция), на Таллинском фестивале цветов (Эстония).

— Ольга Альбертовна, можно сказать, что прошлогодний фестиваль до сих пор продолжается, но только на берегах Луары. Расскажите, пожалуйста, про «гастроли» вашего проекта во Франции.

— В 2017 году наш фестиваль был посвящен теме русского авангарда. Французским коллегам настолько все понравилось, что они попросили сделать что-то подобное на Фестивале садов в Шомон-сюр-Луар (замок не берегу Луары). Мы много лет дружим с этим фестивалем, и ранее Русский музей уже принимал в нем участие: пять лет назад там был представлен проект по мотивам произведений Казимира Малевича.

В этом году мне было приятно представить во Франции в составе команды дизайнера Ольги Подольской и бренд-менеджера Маргариты Сырцовой проект, реализованный при поддержке Русского музея под названием «Авангарден», который посвящен личности Маяковского, таланту Эль Лисицкого, переплетению жизни и творчества этих гениев. Проект вызвал бурный резонанс, мы получаем множество восторженных откликов. Мне кажется, что это — лишнее подтверждение тому, что в Европе сохраняется тяга к русскому искусству.

Мы очень благодарны сотрудникам французского фестиваля, которые нам активно помогали. Специально для Русского музея они создали дополнительную площадку. Дело в том, что обычно на фестивале в Шомон-сюр-Луар — 26 площадок, а для нас в этом году сделали 27-ю. Для композиции нам нужно было большое дерево, и французские коллеги подобрали и вычистили такой участок.

Яркий и необычный проект Русского музея расположился рядом с центральной дорожкой дворцового сада, а центром композиции стало дерево-сердце. От него исходит звук сердцебиения, при этом декор участка решен в красных тонах. Это все притягивает посетителей фестиваля, как магнит. Наш проект будет находиться в Шомон-сюр-Луар до конца октября. Так что еще немало гостей парка смогут на него полюбоваться.

Отрадно сознавать, что в наше довольно сложное время Русский музей создает связующую нить между культурами разных стран. Хочу отметить, что помимо Франции Русский музей представлял ландшафтные проекты в Лондоне и Таллинне.

— Но ведь ваша деятельность не ограничивается фестивалями?

— Конечно, наша епархия — это сады и территории вокруг дворцов Русского музея. Мы делаем все, чтобы они выглядели достойно. Прилегающие к дворцам парки — общедоступны, и с этим связаны некоторые сложности. Например, мы безуспешно боремся с тропинками, которые посетители прокладывают через наши газоны. Мы высаживали кусты, ставили кормушки для птиц, которые кстати кто-то просто унес. Нам конечно жалко, но, может быть, кто-то стал счастливее с этой кормушкой.

— Сколько людей работают над содержанием территорий Русского музея?

— Наш отдел, который занимается садами, состоит из 25 человек. Мы работаем с подрядной организацией, в которой тоже примерно 25 человек. В отделе Русского музея работают специалисты, осуществляющие технический надзор. Они вырабатывают задания, заключают договоры на их выполнение, разрабатывают ландшафтные решения, обследуют растения. У наших специалистов есть уникальная система — она внедрена одной из первых в городе. Это — GIS BIS, благодаря которой я со своего смартфона могу увидеть, что происходит в наших садах. В этой программе сосредоточены все отчеты специалистов о состоянии растений, каждый кустик учтен в этой системе. Мы очень этим гордимся!

— Вам часто приходится сталкиваться с вредителями? И я имею ввиду отнюдь не насекомых.

— Вандализм — это вообще большая проблема, и она касается не только России. Я бываю за рубежом, и к сожалению, коллеги тоже говорят о том, что находятся невоспитанные люди, портящие цветы, кусты, скамейки. Однажды после завершения реставрации в Летнем саду кто-то ночью забрался на его территорию и разбил вазы с розами. Не понятно, зачем и почему это было сделано. Видимо, у людей бывают отклонения в психике, и от этого никуда не деться. Как говорит наш директор Владимир Гусев, «музей был, есть и будет зоной повышенной опасности».

Поэтому мы должны быть готовыми к подобным потерям. Для нас главное — все быстро исправить, чтобы никто не заметил утраты. Надеемся, что создавая красивое пространство вокруг не менее красивых дворцов, мы сделаем лучше тех, кто туда приходит.

— А какой коллектив работает над проведением «Императорских садов»?

— Костяк команды Русского музея — это больше тридцати человек. Причем они из разных подразделений. Это и специалисты PR-отдела, и из отдела внешних связей, и пресс-служба, и экскурсоводы, и служба безопасности, и электрики… Да все так или иначе задействованы! Фестиваль — это огромный и сложный механизм.

— На какие средства он проводится?

Фестиваль делается на деньги спонсоров, которые нас всегда поддерживали и поддерживают, даже в самые сложные времена. И мы им за это бесконечно благодарны. Примерный бюджет — 7-8 млн рублей, он складывается из затрат на цветы, которые наши подрядчики приобрели в этом году в Нидерландах, на организацию концертной программы, техническое обеспечение озвучки сада, печатную продукцию, рекламу, оплату труда людей, которые делают фестиваль, и так далее.

— Почему в этом году «Императорские сады России» перенесены в Летний сад?

— На самом деле причин несколько. Во-первых, Летний сад — гораздо больше Михайловского, и центральная аллея Летнего значительно шире, чем любая аллея в Михайловском. Во-вторых, та история, которая развернется в этом году в Летнем саду, связана с Петром Великим, который и создал этот сад. Триста лет назад, в 1718 году, император издал указ о проведении ассамблей. Правила ассамблей он сам придумывал и очень настойчиво внедрял этот способ времяпрепровождения среди российской знати. Первые ассамблеи проходили как раз в Летнем саду. Отсюда и название фестиваля — «Цветочная ассамблея».

Как известно, Петр I очень любил цветы: в одном из писем боярину Федору Стрешневу он велел «прислать цветы, кои пахнут». И на нашем фестивале будут такие цветы. Мы надеемся, что наши посетители смогут почувствовать их волшебный аромат. Кроме того, именно на нашей ассамблее впервые в России представлен парфюмированный фонтан. Мы уже провели пробное тестирование, и результат нам понравился. Так что Летний сад будет цвести и благоухать.

​А еще в этом году Русскому музею исполнилось 120 лет и так совпало, что совсем недавно открыт после реставрации Летний дворец Петра I. Это для нас большое событие.

В-третьих, чисто техническая причина — ворота Михайловского сада со стороны Спаса-на-крови на время Чемпионата мира по футболу будут закрыты, потому что на Конюшенной площади расположена фан-зона.

— Ольга Альбертовна, расскажите, что еще необычного мы увидим на фестивале?

— Все фонтаны Летнего сада будут украшены цветами — такого еще никто никогда не делал. У каждого фонтана — своя композиция со своей тематикой. Раскрывать всех секретов не буду — посетители все увидят на фестивале.

В берсо рядом с Парадным партером уникальный проект от крымских коллег из Воронцовского дворца — «Русский исторический розарий».

Как известно, в Летнем саду есть огород, и эта тема не пройдет незамеченной. Там посетители увидят картины из овощей, смогут принять участие в мастер-классах по созданию таких букетов, как, например, «Борщ». Это вообще стало модно в последнее время — дарить букеты из овощей или фруктов. По-моему, это очень красиво, вкусно и полезно.

А в куполе над музеефицированным фундаментом фонтана «Ла-Коста» расположится «Музей роз». У нас есть участники из социальных учреждений для детей с ограниченными возможностями, которые поддерживает Русский музей. Они придумали интересные ландшафтные инсталляции возле памятника Крылову на тему его басен.

Надеюсь, мы сделаем прекрасный проект. И если в новом формате он понравится посетителям, то будем и дальше проводить фестивали в Летнем саду, чередуя с Михайловским.

Беседовала Юлия Иванова

Глобальные вызовы, с которыми столкнулась в последние десятилетия человеческая цивилизация, заставляют общество все больше прислушиваться к мнению ученых, мыслителей, философов, деятелей общественных наук. Проект «Квартирник» представляет петербургских интеллектуалов, которые ищут объяснения проблемам XXI века.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.