Posted 2 марта 2018,, 11:54

Published 2 марта 2018,, 11:54

Modified 30 марта, 20:33

Updated 30 марта, 20:33

Чему должны учить университеты будущего

2 марта 2018, 11:54
Россия не сможет догнать мировых лидеров, если не изменит систему образования. Ставку надо делать на «эмоциональный интеллект».

Стремительный рост технологий кардинально изменил наш мир: трансформируются структуры экономик, способы общения и отношение к информации. Уже очевидно, что классическое образование, еще совсем недавно считавшееся эталонным, не отвечает современным реалиям, и вперед вырвутся только те страны, которые смогут адаптировать свою систему обучения к основным трендам грядущих лет.

«Росбалт» поинтересовался у выпускников Санкт-Петербургского государственного университета, каким они видят образование ближайшего будущего, в чем будет заключаться роль вузов и какие навыки и знания станут наиболее важными в XXI веке.

Эдуард Гуринович, основатель CarPrice:

«Университеты всегда были главными центрами образования и прогресса. И эта роль не должна меняться. Но мне кажется, что настало время, когда классического академического образования уже недостаточно и нужно обязательно усиливать прикладной аспект. Поэтому должна увеличиться роль университетов как площадок для агрегации запросов со стороны экономики, бизнеса и, в том числе, государства. Университетам необходимо быстро реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда — причем не только локального, но и международного: собирать все ведущие тренды и внедрять их в образовательную программу.

Если говорить о конкретных навыках, то современный выпускник должен хоть немного разбираться в программировании. Без него скоро будет невозможно обойтись. Даже если ты филолог, то, обладая навыками программиста, сможешь написать скрипты, которые ускорят твою работу и сделают тебя более конкурентоспособным по сравнению с остальными.

Пока Россия, к сожалению, отстает от ведущих мировых тенденций в образовании, но я вижу прогресс во взаимоотношениях университетов с бизнесом. Например, появляются кафедры, которые получают поддержку со стороны крупных корпораций. Это очень позитивный тренд. Так что стакан наполовину полон».

Ольга Бузина, директор по коммуникациям «Лахта Центр»:

«Я очень благодарна альма-матер за философское образование. Оно дает возможность целостно и структурно мыслить, становится главным метанавыком современности. Именно этот элемент позволяет формировать нелинейные связи, создавать свои алгоритмы, а не идти проторенными путями, что дает возможность сменить фокус и в итоге выйти на новый уровень.

Сегодня весь мир развивается на границах, и, на мой взгляд, тенденция узкой специализации идет вразрез с вызовами, которые диктует нам время. Ведь все направления фундаментальной науки, дающие качественные результаты совершенно нового уровня, представляют собой соединение разных областей. Например, биопрограммирование — это не совсем очевидное сочетание. Но будущее как раз за умением разглядеть некую комплексную картину на таких перекрестках. Только широта горизонта дает возможность соединять вещи, которые прежде казались несовместимыми. И здесь требуется иной, непривычный взгляд. Нельзя подходить к чему-то большому только с одним инструментом.

Гуманитарные знания при этом однозначно не уйдут в тень. Они пересекаются с естественными и точными науками. Достаточно посмотреть на развитие наукоемкого искусства. Оказалось, что мы можем заставить технологии быть до определенной степени творческими. К тому же не забывайте: чтобы придумать айфон, нужно было быть в первую очередь креативным человеком — а потом уже технарем».

Андрей Лопатин, тренер сборной чемпионов мира по программированию:

«Скорость изменений растет, и образованию уже сейчас — а не в будущем — необходимо быстро адаптироваться ко всему новому. Для этого, я думаю, университеты должны стать в том числе площадкой для некого нетворкинга. Количество компетенций постоянно увеличивается, каждый развивается в чем-то своем, и этими достижениями и навыками стоит обмениваться. Конечно, сегодня большая часть нетворкинга идет через интернет, но заменить личное общение онлайн-сервисам на 100% все равно не удастся. Например, в том же олимпиадном программировании большую роль играют сборы, на которых у студентов и школьников есть возможность встречаться и делиться своими идеями вживую.

Абсолютно точно знания будут передаваться не только вертикально, но и горизонтально. Это следует учитывать, поэтому вузам нужно организовывать нетворкинг и с представителями бизнеса. Одна только классическая схема „лекция-семинар“ работать не будет, и необходимо привлекать к сотрудничеству состоявшихся бизнесменов, которые смогут передавать студентам свой опыт.

Кроме того, качественное образование должно становиться индивидуально-направленным и стараться развивать навыки, к которым у каждого отдельного человека есть склонность. Также ведущим образовательным центрам мира уже в ближайшее время стоит обращать внимание на такой аспект, как эмоциональный интеллект.

Ряд российских вузов уже начинают подстраиваться под основные тенденции. Сказать же, насколько мы в целом отстаем в этом вопросе от мировых лидеров, довольно трудно. Мне кажется, сегодня все меняется столь стремительно, что до конца за переменами не успевает никто».

Екатерина Подвальная, директор по управлению талантами и развитию персонала ПАО «ВымпелКом»:

«Обучение и образование необходимо менять даже не на уровне университета, а на этапе школы, которая должна давать знания на стыке факта и эмоции. Уже с этого возраста следует подходить максимально индивидуально к каждому ребенку и развивать у него навыки самообучения — без этого в современном мире просто не обойтись.

К сожалению, сегодня дети не учатся в проектных группах и не владеют мета-предметностью. С раннего возраста для них важно уметь находить общий язык с очень разными людьми — а для этого нужна возможность общаться в командах. И самое главное, они должны „трогать“ знание через эмоциональное отношение к нему. Школьникам и студентам самого ближайшего будущего нужно научиться видеть интегральную картинку мира, а не просто зубрить математику отдельно от риторики и биологии. Пока же они, как и раньше, продолжают изучать узкоспециальные предметы.

Я думаю, что и школьное, и высшее, и корпоративное образование сегодня сталкивается с одной и той же проблемой — иерархией и отсутствием права на ошибку. И пока мы это в себе не переборем, у нас не много шансов идти в ногу с мировыми лидерами. Но я верю, что позитивный тренд все-таки в нашей стране все-таки есть».

Ульяна Ким, директор по развитию компании «Аврора»:

«Я думаю, что для достижения успеха в какой-либо сфере общих знаний и эрудиции станет недостаточно — будущее за узкосегментированными специальностями. Неслучайно все больший интерес привлекают профессии в сфере науки, медицины и новых технологий, и все меньше людей стремятся идти учиться на менеджеров и финансистов.

Кроме того, образование будет становиться более интерактивным, выходить за пределы академических лекций и сдвигаться к формату Workshop. В том числе, будет развиваться формат Edutainment — игровое обучение, которое позволяет получать образование весело, интересно, играючи. Такая форма будет востребована в первую очередь для получения второй специальности или повышения квалификации. При наличии базового образования новые знания как правило хочется получать только по тем вопросам, которые действительно интересны, и в каком-то более интересном и увлекательном формате, отличном от привычной системы обучения».

Татьяна Хрулева

Беседа состоялась на Реюнионе 2018 — большой встрече универсантов, организованной Ассоциацией выпускников СПбГУ.

16 марта в 19:00 в петербургском пресс-центре ИА «Росбалт» в рамках проекта «Квартирник» выступит журналист и телеведущий Дмитрий Губин с лекцией о том, что происходит с образованием в России и во всем мире, «чему учить и про что забыть».