Posted 13 января 2017, 17:30

Published 13 января 2017, 17:30

Modified 31 марта, 00:35

Updated 31 марта, 00:35

Кто заплатит за Исаакий?

13 января 2017, 17:30
Церковь борется за получение неконтролируемого источника дохода, считают эксперты. Тем временем борцы с коррупцией просят проверить Полтавченко на «конфликт интересов».

Смольный опубликовал распоряжение о передаче Исаакиевского собора Московскому патриархату РПЦ. Из документа, размещенного на сайте комитета имущественных отношений, следует, что на передачу собора в безвозмездное управление церкви уйдет два года. Однако появление официального документа не внесло особой ясности в ситуацию. Что будет с музейной коллекцией? Неужели придется уволить работников учреждения? Кто будет платить за содерждание собора и как будут распределяться деньги, собранные с посетителей? Эти и другие вопросы остаются без ответа, говорят участники пресс-конференции «Росбалта».

Директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров не считает целесообразной передачу объекта церкви.

«Меня, конечно, можно уволить по статье „профнепригодность“. Я должен был заниматься развитием музея, а потерпел фиаско, — пошутил Буров. — Я не знаю, как будет называться музей, не знаю, кто будет заниматься этим разрушенным и разукрупленным хозяйством».
Директор напомнил, что он принял музей с годовым доходом в 360 млн рублей, а оставляет с доходом в 800 млн рублей. Посещаемость же музея выросла с 2,6 млн до 3,8 млн посетителей в год.
Открытые данные свидетельствуют, что музей в предыдущие годы действительно самостоятельно зарабатывал деньги. Так, согласно официальной информации, в 2015 году доход музея от продажи билетов составил 805,8 млн рублей. Еще 16,8 млн рублей учреждение получило в виде субсидий. Итого денежные поступления музея достигли 822,7 млн рублей. При этом расходы (оплата труда сотрудников, транспортные, коммунальные услуги и прочее) составили 554,1 млн рублей. Таким образом, с учетом вычета расходов прибыль организации достигла 268,6 млн рублей. 2014 год музей тоже завершил с плюсом. По официальным данным, в 2014 году общая сумма кассовых поступлений музея с учетом субсидий составила 646,6 млн рублей, а общие расходы — 506 млн рублей. Прибыль по итогам 2014 года — 140,6 млн рублей.
Вице-губернатор Северной столицы Михаил Мокрецов, заявлял, что Исаакиевский собор не изменит свой статус, храм останется в собственности Петербурга, то есть будет находиться на балансе города. Вероятно, это означает, что после передачи собора церкви платить за его содержание и реставрацию придется городу. Впрочем, на вчерашней пресс-конференции руководитель комиссии по взаимодействию РПЦ с музейным сообществом, епископ Егорьевский Тихон говорил, что текущие реставрационные работы и обслуживание Исаакиевского собора будут осуществляться за счет средств местной православной общины. Но РПЦ будет рассчитывать на помощь государства в случае проведения в соборе «глобальных» реставрационных работ. Что такое «глобальные» работы, осталось неясным.
Шла речь и о том, что церковь может попросить субсидии из федерального бюджета. Но Минкульт пояснил, что это невозможно — здание давно на балансе города.
Николай Буров признался, что не беспокоится за свою дальнейшую судьбу. Все-таки он является профессором двух университетов, умеет выступать на театральных подмостках да и вообще уже 10 лет как получает от государства пенсию. Что его действительно беспокоит, так это судьба 400 работников учреждения и вопрос сохранности музейных коллекций
К примеру, в подвалах собора находятся уникальные «блокадные экспозиции», которые просто невозможно куда-либо вынести.
Депутат Законодательного собрания Алексей Ковалев обратил внимание журналистов на то, что непонятно, как РПЦ будет получать доходы от музейной деятельности. Ведь, согласно закону о возвращении имущества религиозным организациям, церковь должна использовать объект в соответствии со своим уставом. Парламентарий сомневается, что в уставе РПЦ есть слова о коммерческой деятельности, связанной с организацией экскурсий.
«Фактически со стороны церкви ведется борьба за приобретение себе неконтролируемого источника дохода в размере как минимум нескольких сотен миллионов рублей. Я не считаю, что церковь здесь ставит другие цели. Если в соборе начнет вестись экономическая деятельность через пожертвования, то я первый напишу в прокуратуру, чтобы было заведено уголовное дело за незаконное предпринимательство, мошенничество и уход от налогообложения в особо крупных размерах», — пригрозил Ковалев.
Депутат считает, что передача Исаакия церкви обернется для городского бюджета дополнительной нагрузкой в размере 300-500 млн рублей в год. Напомним, что музей ранее передал РПЦ Сампсониевский и Смольный соборы. Взамен музею предоставили две новых площадки - на Думской и Большой Морской улицах. Однако открыть там выстаочные залы пока нельзя, сперва нужно подготовить пространство. Ремонт музей планировал сделать за счет собственной прибыли, получаемой от деятельности Исаакиевского собора и Спаса-на-крови. А теперь эти деньги взять будет неоткуда, поскольку главный «собор-донор» выводится из музея.
«На музей „повесили“ два объекта, которые нуждаются в ремонтно-реставрационных работах. Если музей не будет получать доходы от Исаакия, значит, эти расходы лягут на плечи Петербурга. Общий объем реставрационной программы КГИОП (на все объекты в Петербурге — прим. „Росбалт“) за счет прямых вложений бюджета города составляет в год примерно 2,5 млрд рублей. Надо понимать, 300-500 млн, прибавленные к этой сумме из (доходов) Исаакиевского собора, — это очень большой объем. И город потеряет эти деньги, предназначавшиеся на финансирование ремонтно-реставрационной деятельности», — заявил Ковалев.
В свою очередь руководитель петербургского отделения Transparency International Дмитрий Сухарев пообещал пойти еще дальше. Он хочет инициировать проверку губернатора Петербурга на конфликт интересов при принятии решения о передаче Исаакиевского собора в безвозмездное управление РПЦ.
«Георгий Полтавченко не скрывает, что у него близкие отношения с церковью. Такая ситуация предусмотрена „Законом о противодействии коррупции“ и называется она „конфликт интересов“. Мы сейчас изучаем этот момент. Если мы придем к выводу, что конфликт интересов присутствует, то будет отправлено заявление президенту РФ с требованием об отставке губернатора Петербурга», — заявил Сухарев.
Есть и еще два казуса, на который обратил внимание представитель Transparency International. Дело в том, что по закону, когда происходит отчуждение собственности у музея, государство обязано предоставить равноценную замену. В случае с передачей Исаакиевского собора РПЦ музей не получает никакой замены. Кроме этого, никто так до сих пор и не видел заявление РПЦ к губернатору с просьбой-обоснованием передачи ей собора. По фактам этих нарушений уже поданы заявления в Генеральную прокуратуру.
Виктор Боярский, бывший директор государственного музея Арктики и Антарктики, здание которого в свое время также пыталась забрать себе церковь, не уверен, что религиозная организация сможет самостоятельно, без посторонней помощи управлять Исаакием.
По словам полярника, если власти Петербурга считают, что Русская православная церковь — эффективный менеджер, значит, ей можно передать в управление и стадион «Зенит-Арена». Боярский не понимает, почему РПЦ претендует только на самые лакомые объекты недвижимости и не заботится о заброшенных церквях.
«Я задаю вопрос, ребята, почему вы не восстанавливаете остальное, полно ведь заброшенных храмов, церквей, которые используются не по назначению. Но в Исаакии располагается блестящий музей, служащий людям. Недовольных не было, всех все устраивало. Объект использовался совместно (и верующими, и рядовыми посетителями — прим. „Росбалта“) идеально», — сказал Боярский.
Он выразил надежду на то, что процесс передачи Исаакиевского собора РПЦ будет приостановлен. На это рассчитывает и один из инициаторов кампании #Исаакийгороду Полина Костылева.
Она вместе с Федором Горожанко создала петицию в защиту музея. За два дня сайт посетили более 50 тыс. человек, при этом 20 тыс. оставили подписи. Но основная задача кампании — не просто собрать подписи, а оперативно отреагировать на слова губернатора Полтавченко о том, что вопрос с Исаакием решен.
«Петиция — это мера общественного давления. Решение о передаче Исаакия церкви появилось на сайте КИО только вчера. До этого город был полон слухами. А люди хотят узнать простые вещи: что будет с туристическими группами, с сотрудниками музея, что с финансовой стороной вопроса. Сторонники передачи говорят, что не нужно считать деньги. Почему? Их, конечно, нужно считать. Эта тема востребована и, значит, власть должна пойти на диалог с горожанами. Петербуржцы хотят, чтобы с ними поговорили, дали разъяснения, гарантии. А в решении о передаче ведь ничего этого не прописано», — сказала Костылева.
По словам активистки, 70% оставивших подписи под петицией в защиту музея — это петербуржцы. Однако есть среди подписантов и жители Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Краснодара. Все они считают, что власти должны сесть за стол переговоров с представителями общественности. Пока Смольный и церковь на подобный диалог идут неохотно.
По разным причинам тематическую пресс-конференцию «Росбалта» не смогли посетить ни представители Русской православной церкви, ни члены администрации Петербурга.
Тем временем Буров не исключил, что вслед Исаакиевским собором музей потеряет еще один объект — Спас-на-Крови. Он тоже может отойти Русской православной церкви. «Если заглот начался, то надо еще и еще, а у меня, кроме Спаса-на-Крови, больше ничего не остается. Надо исходить из реального опыта ситуации», — заявил Буров
Александр Калинин
Подпишитесь