Posted 4 августа 2016, 19:25
Published 4 августа 2016, 19:25
Modified 31 марта, 02:24
Updated 31 марта, 02:24
Дом на улице Ремесленная, 3 построили в начале ХХ века для работников пивоваренного завода «Бавария». Различные источники называют различные даты — кто-то говорит о 1904—1905 годах, кто-то — о 1917-1919. Чемпионат мира по футболу пройдет в России в 2018 году. Его примут 11 городов, в том числе Петербург. Между этими двумя событиями больше сотни лет разницы, но одна точка, вернее, дорога, которая свела их вместе.
В сентябре 2015 года в Северной столице были подписаны госконтракты на строительство моста через Малую Неву в районе острова Серный. Возведением переправы будет заниматься ЗАО «Пилон», стоимость нового объекта составляет 8,79 млрд рублей. За плечами у этой компании капитальный ремонт Аничкова моста, реконструкция Благовещенского моста и строительство третьей очереди ЗСД. По проекту длина переправы должна составлять 923 метра (1,25 км с подходами). На ней будет шесть полос движения, тротуар и велодорожка. В Смольном не устают подчеркивать важность этого проекта.
«Мост в районе острова Серный — долгожданная переправа, которая обеспечит круглогодичное сообщение между Васильевским островом и Петроградской стороной. С помощью переправы мы планируем значительно разгрузить мосты, ведущие на Васильевский остров, и саму улично-дорожную сеть Василеостровского района», — сообщили «Росбалту» в городском комитете по развитию транспортной инфраструктуры.
И только дом № 3 на Ремесленной улице мешает строительству моста. Петербург и так до сих пор не может достроить многострадальный стадион «Крестовский» ("Зенит-Арена"). А тут какое-то столетнее здание с 11 квартирами, 8 из которых являются коммуналками. Между тем срок сдачи моста — апрель 2018 года.
Весной 2016-го КРТИ подал в Петроградский райсуд четыре иска к местным жителям. Как рассказали «Росбалту» собеседники в комитете, этому предшествовали переговоры с рядом семей. Жильцам предложили определенные выкупные суммы. Часть семей компенсации не устроили. Поэтому Смольный обратился в суд, потребовав изъять жилые помещения путем выкупа с последующим выселением и прекращением права собственности. Объяснение простое — «для государственных нужд».
Один из ответчиков — семья Новиченко. На троих человек, включая ребенка, — две комнаты в коммуналке площадью 22 кв м. Строительно-техническая экспертиза, назначенная судом, оценила эти помещения в 1 млн 982 тысячи рублей. На эти деньги не купишь жилье даже в отдаленных районах Петербурга.
Заседания по всем четырем делам назначили на один день. Первыми с списке была семья Новиченко. Судья Елена Галкина начала процесс своеобразно. «Вы кто?» — обратилась одна к присутствующим журналистам. «Пресса», — ответили те. «Аудиозапись будете вести?» — «Да, она не требует специальных разрешений в открытом заседании».
Судья моментально объявила перерыв. Спустя полчаса журналистам объяснили, что для аудиозаписи нужно написать соответствующее ходатайство. Статья 10 Гражданско-процессуального кодекса сообщила корреспондентам совершенно другое. Своеобразная трактовка закона была только началом.
Представитель семьи Новиченко заявила ходатайство о проведении новой экспертизы, которая установит общую площадь квартиры. По ее словам, в ходе исследования эксперт насчитал площадь в 22 кв м, хотя на семью из трех человек якобы приходится 35. При этом, как заявила представитель ответчика, эксперт никак не объяснил, почему он исключает площади вроде кухни и туалета. Будто бы ими никто не пользовался и они ничьи.
«Кроме общего имущества жильцов дома, в квартире, находящейся в общей собственности, есть помещения общего пользования: коридоры, санузлы, кухня, которые следует учитывать при оценке общей стоимости. Эта экспертиза не отвечает требованиям ГПК, поэтому просим провести новую», — подчеркнула представитель ответчика.
В КРТИ ситуацию видят по-другому.
«Для определения рыночной стоимости объекта оценщик использовал сравнительный метод. Эксперт определил объекты-аналоги в Петроградском районе. В случае с комнатами в коммунальных квартирах элементом сравнения был 1 кв. м жилой площади комнаты. В стоимость объектов сравнения также входила площадь мест общего пользования (коридор, санузел, кухня), используемая собственниками комнат», — сообщили «Росбалту» в пресс-службе ведомства.
На заседании представители КРТИ и комитета по финансам Петербурга выступили против проведения новой экспертизы.
«Отказать», — резюмировала судья Галкина.
Адвокат Александр Аникин заявил ходатайство об отложении заседания в связи с болезнью своего доверителя. Представители КРТИ и комитета по финансам вновь были против.
«Отказать», — снова сказала судья.
«Тогда я вынужден покинуть этот зал», — отчеканил Аникин.
Судья совещалась около часа. Результат — иск частично удовлетворен. Семье Новиченко от государства достанется 1 млн 828 тысячи рублей за жилье и компенсация понесенных в связи с переездом убытков — 158 тысяч. После вступления решения в силу они должны будут освободить занимаемые комнаты.
Еще один ответчик — семья Быковых — занимает 65 кв. метров. Строительно-судебная экспертиза оценила их жилье в 6 млн 371 тыс рублей. Но ответчиков эта сумма не устраивает.
«Кадастровая стоимость — это минимальная выкупная цена. Я так считаю, изучив наше законодательство. Она не может быть ниже рыночной цены», — сказал Дмитрий Быков.
Семья Кощеевых живет в квартире площадью 68 кв м, им предложили компенсацию в размере 5 млн 816 тысяч рублей.
«Где я за такие деньги найду квартиру такой же площади в этом районе?» — недоумевает Нина Кощеева.
Результат в этих двух случаях был одинаков: иски КРТИ удовлетворены.
«Будете обжаловать решение суда?» — уточнил корреспондент «Росбалта» у Нины Кощеевой.
«Нет, у меня уже нет сил», — вздохнула она.
Решение еще по одной семье суд вынесет позднее.
Илья Давлятчин