Posted 2 августа 2016, 16:20
Published 2 августа 2016, 16:20
Modified 31 марта 2024, 02:25
Updated 31 марта 2024, 02:25
В Северной столице зарегистрированы около 70 отделений политических партий, но большинство из них не подают признаков жизни. В грядущих выборах в городской парламент изначально решили участвовать 15 объединений. Пять из них («Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Яблоко») уже представлены в ЗакСе. Поэтому их кандидаты могли особо не волноваться за процесс регистрации — собирать подписи им не требовалось.
Остальные находились в гораздо менее комфортном положении. Для выдвижения городского списка партии необходимо было собрать подписи 0,5% избирателей Петербурга. То есть минимум 19 тысяч «автографов», максимум — 21. Кандидат-одномандатник должен был предоставить в комиссию 3% подписей избирателей своего округа. То есть примерно 4-6 тысяч. Столько же требовалось собрать и самовыдвиженцам, то есть тем, кто идет на выборы без поддержки партии.
В начале июля, когда прошли все партийные конференции, политики приступили к активному сбору подписей. На то, чтобы найти людей с петербургской пропиской в нужном округе, правильно заполнить подписные листы, проверить их на брак и принести в избирательную комиссию, времени было немного — с момента выдвижения до 2 августа включительно.
При этом прошлые кампании по сбору подписей показали, что сделать все вовремя весьма непросто. Это требует больших физических усилий и финансовых ресурсов. Работа штабов ПАРНАСа и «Гражданской инициативы» на прошлогодних региональных выборах задала некоторые стандарты честного сбора подписей — большая команда, регулярные отчеты о проделанной работе, собственная система проверки с участием графолога и прочее. Во всяком случае, если речь идет о реальных подписях, а не тех, что «нарисованы» по базе ФМС. С помощью идеальных «автографов» оппозиционеры хотели сломать стереотип о политической мотивированности регистрации. Ранее считалось, что качество документов не имеет критического значения, все равно все решено сверху.
Итог был неутешительным. Ни ПАРНАС, ни «Гражданская инициатива» прошлым летом не были зарегистрированы ни в одном регионе. Поэтому сомнения в честном допуске на выборы до сих пор присутствуют. Не избежать их и сейчас, если малоизвестным в Петербурге партиям удастся зарегистрироваться. Учитывая, что улицы города не сильно-то были заполнены сборщиками. Как раз наоборот, избирателям нужно было потрудиться, чтобы их найти.
Особо успешной в сборе подписей оказалась возглавляемая Николаем Стариковым партия «Великое Отечество». 16 июля глава регионального отделения Надежда Петрова объявила: «Питер собрал более половины необходимых для регистрации списка в ЗакС подписей за первую неделю работы сборщиков». При этом информации о процессе сбора практически не было, сообщался лишь адрес штаба на Кораблестроителей. Сомнительно, что 20 тыс. петербуржцев специально приехали туда, чтобы оставить свои данные, но всякое бывает. Еще через неделю партия объявила, что подписи собраны. 1 августа представители «Великого Отечества» первыми принесли в Горизбирком два десятка аккуратных красных папок с подписными листами. Кстати, «Открытая Россия» уже заявила о подделке партией Старикова подписей на выборах в Мособлдуму. Заявления по этому поводу отправлены в в СК и ЦИК.
Кампания «Партии Роста» по сбору подписей была ненамного более открытой, хотя их сборщиков действительно можно было встретить на улице. Регулярную информацию о том, где можно оставить «автограф», предоставлял кандидат Павел Швец.
«Я еще с декабря просил моих сторонников оставить контакты, чтобы потом делать адресный обход. Просил подписаться их родственников, соседей. Администрация Фрунзенского района долго не согласовывала нам пикеты, поэтому приходилось выходить так, без специального оформления», — рассказал Швец.
В партии отмечают, что в сборе подписей были задействованы около 600 волонтеров. После визуального отбора подписей следовала проверка по открытой базе ФМС. Говорят, так было забраковано несколько тысяч листов. Тем не менее, «Партия Роста» накануне отнесла в Горизбирком 20,5 тыс. подписей петербуржцев. В одномандатных округах она планировала выдвинуть 19 кандидатов. Но, по последней информации, только 11 справились с задачей. Среди них — действующие депутаты ЗакСа Максим Резник, Ольга Галкина, Сергей Трохманенко, Ирина Комолова и Владислав Бакулин. Отметим, что в своих социальных сетях парламентарии не очень активно писали о таком казалось бы важном деле, как сбор подписей. Очевидно, что для депутата 5 тыс. подписей — не проблема.
Больше всего информации можно было получить о сборе подписей за ПАРНАС. Партия выпускала новости и фотоотчеты почти в ежедневном режиме. Правда, графиками и конкретными цифрами публику не баловали, то есть за динамикой процесса все же было не уследить. Зато у партии ежедневно работали три штаба в разных частях города. Однако одномандатники тоже столкнулись с отказом администраций Выборгского и Калининского района согласовывать их пикеты. Кандидаты Сергей Кузин и Даниил Кен повернули ситуацию в свою сторону, проведя пару заметных пиар-акций. В частности, пикет по сбору подписей у Смольного.
В итоге ПАРНАС собирал подписи буквально до последнего дня. Как пояснили в партии, в кампании были задействованы «несколько сотен сборщиков». При этом они получали небольшую зарплату за день работы.
«Сначала было много брака, но постепенно люди научились правильно заполнять листы. Мы проводили много тренингов, которыми руководили люди, работавшие на выборах в Костроме», — рассказал представитель ПАРНАСа Вадим Суходольский.
К вечеру 2 августа партия сшила папки с 20 тыс. подписей за городской список. Все голоса были собраны и у трех одномандатников от ПАРНАСа — Льва Дмитриева в 17 округе, Даниила Кена в 5-м и Сергея Кузина в 11-м.
Кроме того, в Горизбирком принесли подписи и представители партии «Родина». Последние наверняка обладают суперспособностями, потому что первые новости о сборе «автографов» появились на ресурсах партии только 24 июля. При этом было объявлено, что мобильные пункты сбора будут работать лишь до 29 июля. Тем не менее, «родинцы» за столь короткий срок собрали подписи не только за городской список, но и за одномандатников. Среди последних самый заметный — экс-кандидат в губернаторы Петербурга Андрей Петров, внезапно сменивший округ выдвижения за два месяца до выборов.
Заручились поддержкой 20 тысяч петербуржцев и в партии «Коммунисты России», которая считается «спойлером» КПРФ. Партийцы тоже не особо охотно сообщали о ходе кампании. Последнее объявление о сборе на сайте датировано 20 июля и сообщает, что все «идет по плану». «Подписи будут сданы нами в необходимом количестве точно в срок. Злопыхатели с разного рода маргинальных ресурсов, заявляющие, что партия „Коммунисты России“ не соберет подписи, работают, конечно, на капиталистов и врагов России. Они просчитаются и лопнут от своей буржуазной зависти», — гласил пост.
Также в последний день подписные листы в Горизбирком принесли «Партия За Справедливость» (ПарЗаС) и «РОТФронт». О ходе их кампании можете сами судить по узнаваемости этих брендов. Аутсайдерами гонки оказались партии «Союз Труда», «Патриоты России», не собравшие необходимое количество подписей.
«Гражданская платформа» в Петербурге не выдвинула список, зато смогла собрать 5 тыс. подписей в поддержку своего единственного кандидата — Руслана Тихомирова в 24 округе.
Не все гладко было и у самовыдвиженцев. Изначально о своем желании баллотироваться независимо от партий заявили около 60 кандидатов, при этом в некоторых округах их не было вовсе, зато в других — перебор. Так, наиболее остросюжетной выдалась борьба в округе № 1 в Адмиралтейском районе, где подписи должны были собирать восемь самовыдвиженцев. Среди них — поддерживаемый «Открытой Россией» Александр Шуршев, известный своим давним противостоянием с баллотирующимся на той же территории депутатом Сергеем Соловьевым.
Несмотря на активную кампанию по сбору, за пять дней до окончания срока Шуршеву не хватало 700 подписей. Многие жители округа банально не имели там прописки, поэтому не могли помочь кандидату. К тому же в какой-то момент ТИК № 1 запретил оппозиционеру распространять агитацию. Один из сборщиков кандидата даже был задержан полицией. Но, несмотря на такое яростное административное противостояние (председатель ТИК № 1 Ольга Нечаева даже дежурила в машине у штаба кандидата), Шуршеву все же удалось преодолеть барьер и отнести документы в срок.
Впрочем, некоторые самовыдвиженцы потерпели неудачу. Так, активист Владимир Верховых собрал всего 43 подписи в свою поддержку. Кандидат отметил, что в летний период крайне сложно застать жильцов дома. Кроме того, они боятся показывать паспорт малознакомым людям. Верховых пытался оспорить несправедливую норму о сборе 5 тыс. подписей в Горсуде, но проиграл. После чего подал жалобу в КС РФ.
Однако даже те, кто успешно сдал все подписные листы, не могут расслабляться. В течение 10 дней комиссии должны провести проверку подписей. На руку петербуржцам играет то, что детальному анализу подвергнуться не 100% подписных листов, а только 20% у партийных списков и 25% у одномандатников. Если 10% из них будут признаны бракованными, то кандидат или партия к выборам допущены не будут. Дальше можно обжаловать решение в ЦИКе или суде.
Софья Мохова