Posted 18 мая 2015, 19:53
Published 18 мая 2015, 19:53
Modified 31 марта, 08:03
Updated 31 марта, 08:03
Четыре месяца назад петербургский депутат Максим Резник выступил на митинге в поддержку Алексея и Олега Навальных. Акция прошла даже как-то буднично, и казалось, что про нее уже забыли. Но не все. Группа «доброжелателей» депутата пожаловалась на его «экстремистские» высказывания в Следственный комитет и даже предложила спикеру ЗакСа лишить Резника мандата.
Получилось так, что митинг 15 января в Петербурге было проводить не обязательно. На этот день изначально было назначено оглашение приговора по делу «Ив Роше» в отношении оппозиционера Алексея Навального и его брата Олега. Но, как известно, вынесение приговора внезапно перенесли на 30 декабря, поэтому все массовые акции протеста пришлись на предновогодний период. Однако организаторы митинга в Петербурге решили, что на акцию 15 января, которая была согласована с властями, собраться все-таки стоит. Тем более, что тюремный срок Олега Навального за праздники не перестал быть менее реальным.
Людей пришло не очень много – было довольно холодно. Полиция решила собрать всех в вытянутом узком «загончике» на Марсовом поле, что, конечно, не добавляло комфорта. Максим Резник вел тот митинг, представляя разных спикеров. Он говорил, что возмущен «иезуитским, мерзким и подлым приговором», что брат Алексея - Олег Навальный «взят в заложники», хотя никогда не занимался политической деятельностью, что власть словно живет на другой планете, в своем мире цифр и многое другое. В конце митинга депутат сообщил, что «власть невольно, по глупости и трусости своей» заставляет нас задуматься над своими возможностями, и что никто не сможет заглушить голос народа.
Интересно, что единственным инцидентом на том митинге было появление провокаторов – сторонников обвинительного приговора братьям Навальным. Полиция попросила их удалиться. В остальном все прошло спокойно и мирно, люди разошлись. Однако спустя четыре месяца Резник узнал, что группа граждан пожаловалась на него в Следственный комитет. По мнению «доброжелателей», выступление Резника имело в себе признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 280 УК РФ ("публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности"). Ситуацией занялся отдел по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ, депутата пригласили объясниться.
«Меня спросили, как я оцениваю свои высказывания и не считаю ли я их экстремистскими. Я сказал, что не считаю. Эти высказывания - мое конституционное право. Или теперь призывы к разуму и справедливости приравниваются к экстремизму? Спросили еще о том, был ли митинг разрешенным и были ли претензии со стороны администрации и полиции. Претензий не было, митинг разрешенный. Следователь обмолвился, что возможна экспертиза моей речи», - отметил Резник после визита в СК.
Статья 280 УК мелькает в СМИ довольно часто. По ней, в частности, судят тех, кто делает перепосты записей с признаками призывов к экстремистской деятельности в соцсетях. Например, в марте девушка из Самары была приговорена к 100 тыс. штрафа за размещение на своей страницы текста из сообщества Anarcho-News. Также статья 280 предусматривает в качестве наказания принудительные работы, арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Сам Резник считает, что кампания против него обусловлена как раз желанием воспрепятствовать ему быть депутатом. В конце апреля письма о неблагонадежности Резника получили не только следователи, но и его коллеги в парламенте. В частности, одно такое письмо пришло в аппарат спикера ЗакСа.
«Все это имеет политический характер, и я думаю, что связано с предстоящими выборами. Все письма подписаны одними и теми же людьми, почти у всех один и тот же электронный адрес. Фамилии эти вам ничего не скажут, но я догадываюсь, кто стоит за этими гражданами. Это человек, который считает меня своим потенциальным конкурентом», - полагает Резник.
Депутат уверяет, что обнародует имя «заказчика» как только будет иметь необходимую доказательную базу. «В письме спикеру эти люди просят как можно скорее принять уже внесенный в ЗакС закон об отзыве депутата, чтобы лишить меня мандата», - дает подсказку Резник. Источник, знакомый с ситуацией, указывает, что речь идет о так и не принятом проекте закона 2002 года. Его автором является муниципальный совет МО «Сенной округ», главой которого тогда был Сергей Соловьев. Сейчас он является депутатом ЗакСа от фракции «Единая Россия».
«В списке подписантов есть люди, которые связаны с Соловьевым», - отмечает человек, видевший письмо, адресованное Вячеславу Макарову. Впрочем, в публичной плоскости Резник и Соловьев ранее не конфликтовали.
«Яблочник» Борис Вишневский получил аналогичный «коллективный донос» с просьбой посодействовать в отстранении Резника от государственной деятельности, подписанной той же группой людей. Но депутат надеется, что никаких серьезных юридических последствий эти письма иметь не будут.
«Конечно, ни малейшего экстремизма в выступлении Резника не было и в помине. Лучше бы правоохранители занимались борьбой с настоящим экстремизмом. Когда у нас собираются европейские фашисты, правоохранительные органы и бровью не ведут. Когда открыто вербуют так называемых добровольцев, чтобы ехать на Восток Украины и там стрелять и убивать, наши правоохранительные органы считают это нормальным. Если ты против власти, то, с точки зрения определенных товарищей, ты экстремист. Но не надо путать экстремизм с оппозиционностью», - подчеркивает депутат.
Действительно, почему-то никто не допрашивает депутата Виталия Милонова за публичные призывы утопить людей в Неве или задавить танком. «Экстремисты» по-прежнему обнаруживаются только в рядах тех, кто не согласен с действующей властью.
Софья Мохова