Posted 26 февраля 2015, 17:30

Published 26 февраля 2015, 17:30

Modified 31 марта 2024, 09:13

Updated 31 марта 2024, 09:13

Платформа уходит из-под Прохорова

26 февраля 2015, 17:30
Очередная амбициозная идея олигарха Михаила Прохорова оказалась пустышкой. Партия «Гражданская платформа» постепенно превращается в прокремлевский проект.

Очередная амбициозная идея олигарха Михаила Прохорова оказалась пустышкой. Партия «Гражданская платформа», которая по задумке должна была стать главной оппозиционной силой России, постепенно превращается в прокремлевский проект. В конце концов Прохоров откажется от своего детища, как ранее отказался от «Ё-мобиля». А поверившие идеям бизнесмена региональные политики останутся у разбитого корыта.

Проект партии нового типа был озвучен Прохоровым в марте 2012 года. Бизнесмен занял третье место на президентских выборах и в глазах многих россиян еще был окружен флером романтических надежд. Прохоров объявил, что у партии не будет постоянного лидера и установки на увеличение юридически зарегистрированных членов. В «Гражданскую платформу» должны были войти только 500 человек, но ставка делалась на так называемых «сторонников». Это могли были быть известные люди вроде Людмилы Улицкой, Аллы Пугачевой или Леонида Ярмольника. Или же просто оппозиционеры, которым на время выборов требовалась та самая легальная платформа – все-таки избираться от зарегистрированной партии проще, чем быть самовыдвиженцем.

Изначально «Гражданская платформа» намеревалась защищать частную собственность и права предпринимателей, выступала за светское государство и против вертикали власти. Партия декларировала стремление к модернизации экономики и максимальной экономической интеграции с Европейским союзом. За культурный блок в «Гражданской платформе» отвечала старшая сестра Михаила, Ирина Прохорова, личность которой обеспечивала партии поддержку интеллектуалов.

Однако Прохоров вскоре отстранился от партийных дел. Он отказался участвовать в выборах мэра Москвы и Мосгордуму, а в декабре 2013 года и вовсе ушел с руководящего поста, став рядовым членом организации. Бразды правления на короткое время приняла его сестра. Но и она отказалась от лидерства после того как региональные отделения поддержали присоединение Крыма.

Впрочем, можно предположить, что это разногласие было только предлогом. Партия уже находилась на стадии полураспада. Работа в регионах насчитывала единичные успехи вроде победы Евгения Ройзмана на выборах мэра Екатеринбурга. В основном же отделения после шумного запуска пребывали в анабиозе и зачастую возглавлялись совсем не подходящими для этого людьми.

В результате многие проекты «Гражданской платформы» остались только планами. «За все время гражданский комитет в Петербурге собирался не больше трех раз. Даже нет каких-то дел, которые теоретически можно прервать. А накануне муниципальных выборов нам сказали, что все равно не найдем зарегистрированной партии лучше. Не убегать же было, когда нас выдвигали», - рассказал один из петербургских активистов, баллотировавшийся в муниципальные депутаты от «Гражданской платформы» осенью 2014 года.

Потеря интереса со стороны создателей партии и привела к тому, что колонна «Гражданской платформы» 21 февраля оказалась на «Антимайдане» вместе с байкером Хирургом и обвешанными георгиевскими лентами сторонниками НОД. Михаил Прохоров возложил всю ответственность за участие в акции на нынешнего партийного лидера – экс-депутата Госдумы Рифата Шайхутдинова. Тот же заявил, что «Гражданская платформа» выступает против революций и антиконституционного захвата власти. Никаких расхождений с идеологией партии и ценностями «Антимайдана» он не увидел. При этом участников акции не смутило, что на плакатах и в речах на митинге клеймили их соратника - члена гражданского комитета партии Андрея Макаревича.

Прохоров показательно возмутился решением Шайхутдинова в своем блоге и потребовал собрать внеочередное заседание федерального гражданского комитета партии. Но опыт предыдущих проектов олигарха подсказывает, что вскоре он откажется от своего детища, которое последует по прокремлевскому пути. Руководящие посты займут никому не известные личности и через какое-то время организация канет в Лету. Помните, Прохоров когда-то возглавлял партию «Правое дело»? Потом она перешла в другие руки и теперь существует в основном на бумаге.

В идеологическом развороте партии виновато не только неумение Прохорова наладить партийную работу. Эксперты полагают, что олигарху просто не хватило мужества стать политиком. Он остался бизнесменом, который бережет свои активы и не готов на открытую конфронтацию с властью. Поэтому за «Гражданскую платформу, оккупированную охранителями, он бороться не будет.

«То, что сейчас происходит c партией, – это агония. Прохоров располагает ресурсами, c помощью которых можно было реализовать либерально-демократические проекты, но он зависим от властей и не хочет ставить под угрозу собственный бизнес. Его больше волнует баскетбол, чем судьба отечества», - рассказал правозащитник Юлий Рыбаков, который какое-то время состоял в петербургском гражданском комитете партии. Однако эксперт вышел оттуда после того, как понял, что ни одна из его идей не будет реализована. «Дело в способности занимать самостоятельную позицию. А они прогнулись под Путина», - заключает Рыбаков.

Политолог Александр Конфисахор отмечает, что цена удержания «Гражданской платформы» как самостоятельной партии слишком высока.

«В этом смысле пример Михаила Ходорковского показателен. Думаю, Прохорову объяснили, что бизнес - это бизнес, а политика - это другое. Он взвесил шансы и решил все спустить на тормозах. Потому что он рассуждает не как политик, а как бизнесмен, то есть просчитывает выгоду в цифрах. Создал неуспешный проект - ничего страшного. Отношение к партии у него такое же, как коммерческому предприятию», - поясняет политолог.

Своим уходом из партии Прохоров подставит ряд региональных политиков. Так, в Петербурге три депутата ЗакСа после исключения из «Яблока» стали сторонниками «Гражданской платформы». Собственно, именно на них во многом держалась работа организации в регионе. Один из депутатов, Максим Резник, уже назвал участие в «Антимайдане» глупостью и мерзостью. При этом парламентарий является одним из организаторов оппозиционного марша 1 марта в Петербурге, который пройдет под лозунгом «Нет войне! Нет кризису!».

Однако формальный лидер «Гражданской платформы» Шайхутдинов объявил, что партия не поддерживает оппозиционный марш 1 марта. «Все эти марши заканчиваются одним: "Долой Путина, долой власть" и так далее. Но мы же правая партия, мы не за анархизм», - сообщил он.

Так что теперь петербургские оппозиционеры оказались в трудном положении. Резник сообщил, что ждет решения федерального гражданского комитета по вопросу «Антимайдана». После чего депутат будет определяться со своей позицией по отношению к партии. При неблагоприятном сценарии депутаты-сторонники окажутся без организационной поддержки накануне выборов в ЗакС. Если закон не изменят, и пройти в городской парламент можно будет только по партийным спискам, у Резника и компании не останется шансов на продолжение депутатской карьеры. Разве что за это время не возникнет какая-нибудь другая партия, готовая взять их под свое крыло.

Тем временем оппозиционеры начали покидать ряды партии. В Петербурге один член уже написал заявление, еще несколько человек пока в раздумьях. Молодежь поняла, что формальная поддержка партии после прошедших муниципальных выборов им не нужна, а «Антимайдан» «стал последней каплей». Только отчаянные оптимисты продолжают утверждать, что «внутрипартийная дискуссия – это благо».

Председатель регионального отделения Николай Мусолин пока не получил заявлений об уходе. «В Петербурге в партии по-прежнему состоят 19 человек. Не буду скрывать, сейчас происходят некие пертурбации, будут изменения внутри организации в связи со сменой федерального руководства. В стране политическое затишье, которое мы используем для переосмысления нашей деятельности. Но Михаил Прохоров финансово и духовно с нами», - сообщил Мусолин.

Так и хочется добавить: кажется, это ненадолго.

Софья Мохова

Подпишитесь