Posted 29 октября 2013, 19:23

Published 29 октября 2013, 19:23

Modified 31 марта, 16:36

Updated 31 марта, 16:36

Танец за помещения

29 октября 2013, 19:23
"Крепостному балету" с недавних пор негде репетировать. Труппу приютил Bye-Bye Ballet, но теперь его тоже выселяют. Современный танец в Петербурге держится на энтузиазме, констатируют люди искусства.

Развивать современный танец и приучать к нему петербургского зрителя — дело благодарное, но рискованное. Руководители театров и центров просят помощи у чиновников, но получить ее не могут. Поэтому вынуждены покидать площадки, на которых готовили спектакли, снискавшие интерес публики и признание театрального сообщества. О том, можно ли решить «театральный квартирный вопрос», эксперты говорили на круглом столе «Культура на паперти» в рамках проекта «Петербургский авангард» информационного агентства «Росбалт».

Те, кто занимается передовыми видами искусства, опять в подвешенном состоянии. Театр «Крепостной балет», которому в этом году исполняется 10 лет, получил признание не благодаря, а вопреки. Несмотря на то, что театр - неоднократный номинант высшей премии Петербурга «Золотая маска», постоянного помещения у труппы никогда не было. А сейчас ей и вовсе негде репетировать. «Три последних года прибежищем для нас был ДК милиции на Полтавской улице. Его директор предоставил нам хореографический зал, который не использовался. Но сменилось руководство, нас оттуда «попросили», приютил Bye-Bye Ballet, но и их выселили», - сетует художественный руководитель и постановщик «Крепостного театра» Елена Прокопьева.

Центр современного танца Bye-Bye Ballet базировался в помещении на улице Белинского, 9. «За четыре года мы подготовили шесть премьер, обучение прошли более 2 тыс. человек. Мастер-классы давали лучшие мастера современного танца. Мы вырастили зрителя, который стал ходить в Михайловский театр на Начо Дуато. Получается, что есть репутация, за нами большое количество людей, но идти нам некуда. Во всем мире современный танец считается высоким искусством, а Петербурге нас игнорируют», - так обрисовала ситуацию хореограф Bye-Bye Ballet Лилия Бурдинская.

На этом фоне диссонансом прозвучали слова актера театра «Лицедеи» Анвара Либабова. В непростой истории борьбы за здание на Петроградской стороне наметился прогресс, хотя говорят об этом очень осторожно. «В понедельник директор театра Виктор Соловьев встречался с бизнесменами, которые нас выселили. Последнее судебное решение тоже в нашу пользу, хотя идет еще один процесс. Сейчас работаем в бывшей кочегарке рядом с помойкой», - пояснил Анвар Либабов. «Ребятам хоть у помойки помещение дали, а нам даже этого не предлагали», - вздохнула Елена Прокопьева.

«Танцоры» говорят, что не претендуют на полноценный театр и на полное государственное финансирование. Главное для них — репетиционная база. Требуемые площади — 200-300 квадратных метров. Хотя в остальном они неприхотливы — главное, чтобы было «светло и тепло». «Сейчас в городе пустует огромное количество помещений, - уверена Лилия Бурдинская, - но снять их на льготных условиях невозможно, хотя в Петербурге много желающих сдавать помещения по рыночным ценам".

Надежды на господдрежку «современные хореографы» утеряли давным-давно. «Думали организовать вечер памяти легендарной Пины Бауш. Просили у города 300 тыс. рублей. Нам говорили, что, мол, поддержим, но удалось получить только 100 тыс. рублей, которые ушли на оплату аренды зала, - приводит примеры своего общения с чиновниками Елена Прокопьева. - Потом еще раз общалась с комитетом по культуре, меня внимательно выслушали. Но женщина, с которой я общалась, ни сама мне не перезвонила, ни трубку не брала, когда ей звонила я".

«Нам говорят: следите на информацией о конкурсах, о грантах. Но сами система грантов абсолютно не прозрачна», - отметил один их вдохновителей арт-пространства «Скороход» Александр Кондратенко. Получается, городские власти еще не дозрели до современного искусства. Первая мысль - творцы стучались не в те двери. То есть не сделали поправку на российские реалии. Мы — не Запад, где чиновники в «культурных» ведомствах имеют полномочия что-то делать для культуры. У нас, к сожалению, во многих случаях надо дойти на первых лиц - города или даже государства, чтобы сдвинуть тот или иной вопрос с мертвой точки. В общем хотелось верить, что будь творческие люди настойчивее, им бы было, где сейчас репетировать.

Однако опыт общения с вышестоящими чиновниками у многих радостных эмоций не оставил. Как рассказал Александр Кондратенко, даже несмотря на такие меры, осязаемой финансовой поддержки получить так и не удалось. "Поэтому современный танец в Петербурге держится на энтузиазме», - подытожил Александр Кондратенко. В общем, идеи про креативный кластер в Петербурге чиновники озвучивают с удовольствием, а реальные шаги даются со скрипом.

Всеволод Вишневский

Проект "Петербургский авангард" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Подпишитесь